Одной из проблем, затронутых в Концепции комплексного реформирования правоохранительной системы, потребовавшей углубленного изучения, стала проблема криминальной статистики. В ходе исследования эксперты в очередной раз увидели, что «палочная система» в правоохранительных структурах продолжает влиять на принятие решений сотрудниками правоохранительных органов и на отражение этих решений в статистике.
Сегодня государственная политика в области борьбы с преступностью полностью находится в компетенции ведомств, которые оцениваются по итогам успешности этой борьбы. Новые законы, изменяющие криминальность деяния и наказание за него, в лучшем случае опираются на предложенные этими ведомствами статистические данные, а часто не имеют никакой аналитической базы вообще. Доклады, которые готовят ведомственные научные работники, типизированы и ориентированы на стандартные методы анализа преступности, в их основе – собираемые данные без поправок на искажения. Но и эти работы не влияют на принимаемые решения. Если посмотреть на государственную программу «Борьба с преступностью», то можно увидеть, что это не программа борьбы с преступностью как таковой, а программа развития одного ведомства – МВД, и успех этой программы оценивается в росте отдельных хорошо контролируемых показателей.
Как это изменить? Три альтернативных направления реформы, роль открытых данных, и все о «счетчике на конвейере» и дискуссия по итогам презентации - в разделе «Криминальная статистика - через открытость к управляемости».
Хотите лучше разбираться в том, что такая криминальная статистика? Подробные исследовательские отчеты, рекомендации ООН, ссылки на опыт государств-лидеров в представлении криминальной статистики, наборы данных , доступных в России, – в разделе «Криминальная статистика»