В любом обществе есть множество невостребованных законов. Некоторые мертвеют навсегда, но другие можно еще оживить. Про федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» известно то, что он закрепил за муниципальными властями компетенцию по организации охраны общественного порядка и предусмотрел возможность организации муниципальной милиции. Известно также, что эти полномочия муниципалитетов пока реализуются слабо. У муниципалитетов не хватает ресурсов, а политика государства в деле охраны общественного порядка до сих пор следует принципу «лучше плохо, но централизованно».
Тем не менее и в этой сфере есть исключения, к которым стоит присмотреться. Например, действующая муниципальная милиция в Ижевске. Созданное в 2011 г. и начавшее функционировать в 2012-м, это небольшое управление включает в себя 27 сотрудников, 17 из которых занимаются контролем в сфере городского благоустройства. Анализ опубликованного на сайте Управления муниципальной милиции Ижевска отчета о работе за 2012 г. (http://www.izh.ru/i/info/15445.html) показывает, что именно это направление работы является основной задачей этого подразделения. В 2012 г. составлена почти тысяча протоколов об административных правонарушениях, по которым взыскано примерно 7,8 млн руб. Управление муниципальной милиции занято также созданием административных комиссий, которые в том числе рассматривают составленные муниципальными полицейскими протоколы. Такая комиссия при администрации Ижевска рассмотрела более полутысячи дел и выписала штрафов на 2,6 млн руб. Муниципалы сотрудничают с различными правоприменительными и силовыми ведомствами — службой судебных приставов (в основном в части взыскания задолженности в муниципальный бюджет), УФСИН (по вопросам организации исправительных работ как вида наказания), военкоматами (для обеспечения призывной кампании).
Охрана общественного порядка этим небольшим подразделением заключается в следующем. Во-первых, именно Управление муниципальной милиции координирует в Ижевске проведение митингов, публичных мероприятий. Во-вторых, сотрудники присутствуют на массовых мероприятиях и праздниках, а также именно через управление к охране общественного порядка привлекаются народные дружины (60-70 человек с годовым финансированием примерно 400 000 руб.). Однако констатируемая в отчете положительная динамика по охране общественного порядка (снижение числа зарегистрированных преступлений и увеличение раскрытых), очевидно, является достижением работы полиции, МВД в целом, а не только муниципальной милиции. И странно было бы ожидать, что подразделение из 27 сотрудников, из которых лишь 17 работают в отделах «на земле», смогут радикально изменить уровень общественного порядка в городе.
Итак, основная деятельность муниципальной милиции Ижевска — контроль за благоустройством города и, как результат, удвоение поступлений в муниципальный бюджет от штрафов по выявленным административным правонарушениям в этой сфере. Организации штрафуются за несвоевременный вывоз мусора, за неоформленное в соответствии с законодательством проведение земляных работ.
Кто решает эти задачи в тех муниципалитетах, где своей милиции нет? В рамках существующей системы МВД эти функции целиком ложатся на участковых, которые в силу перегруженности работой по основному направлению — по профилактике и раскрытию преступлений (так как у МВД свои «палки» и системы отчетности) — относятся к данному направлению работы не столь рьяно. Кроме того, им проще оформить протокол о нарушении административного законодательства со стороны граждан, а не организаций. Следовательно, ниже и объем взыскиваемых средств, и частота самих фиксируемых правонарушений. Поэтому отдельное подразделение, сфокусированное на пополнении местного бюджета, а кроме того, способствующее повышению благоустроенности города и повышению удовлетворенности горожан, должно быть привлекательно для многих муниципалитетов. Ижевский опыт, похоже, перенимается. Например, муниципальная милиция осенью прошлого года была создана в Златоусте. Согласно учредительным документам контроль за благоустройством — читай: сбор штрафов — является основной ее задачей.
Таким образом, первые робкие попытки создания муниципальной милиции в России говорят нам о том, что приоритетными пока являются экономические соображения. Анализ первых результатов работы муниципальной милиции в России показывает, что охрана общественного порядка оказывается для нее не столь приоритетной задачей по сравнению с взысканием штрафов. Видимо, вклад фактора безопасности на улицах в экономическое развитие муниципалитета — это долгосрочное, слабо просчитываемое воздействие. Администрации ориентированы на краткосрочные выгоды. Поэтому рост инвестиционной привлекательности города и развития сферы услуг за счет повышения безопасности среды пока не осознаются ими как основная цель муниципальной милиции.
Тем не менее опыт создания муниципальных милиций в отдельных городах, причем в условиях не самых для этого благоприятных, говорит нам о потенциальной востребованности законодательства в части охраны общественного порядка на местах.
Статья научного сотрудника Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Екатерины Ходжаевой в газете Ведомости «Первые шаги по созданию муниципальной полиции»
Источник «Ведомости»