На публичной лекции, прошедшей 17 ноября на площадке «Информационной культуры» в рамках проекта "Открытая полиция", Екатерина Ходжаева, научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском Университете в Санкт-Петербурге рассказала о первой части исследования, представленного днём ранее в Комитете гражданских инициатив и посвящённого рутинной работе сотрудников правоохранительных органов.
Для представления в Комитете была выбрана рекомендательная часть исследования. На лекции Екатерина Ходжаева детально описала результаты полевого исследования, которые не были должным образом озвучены ранее.
Мы публикуем основное содержание лекции.
Как социолог по образованию я не могу сразу переходить к выводам; следует рассказать, как получены данные, чтобы вы понимали их ограниченность, понимали, где мы можем обобщать, а где нет, чтобы сложилась целостная картина. Нам предстоит коротко обсудить, что такое "земля". Думаю, что многие из присутствующих ранее интересовались этим вопросом и знают, как устроен типовой отдел полиции.
Комментарий модератора:
— Никто из присутствующих не знает.
Рассматривая организационную структуру отдела полиции, мы можем выделить и обсудить её отдельные звенья. Рассмотреть службы, структуру их основных задач, специфику работы. Речь пойдёт о материальной обеспеченности, профессиональном и психологическом уровне и т.д. Но мы коснёмся лишь основных пунктов: чем они заняты, это первое, второе – как они контролируются сегодня, потому что, как показало наше исследование, именно контроль порождает основные проблемы. Далее мы резюмируем эти проблемы и перейдем к комментариям.
Задачей проекта была не только исследовательская работа, но и диагностика организационно-управленческих проблем.
Еще в 2013 году Институт проблем правоприменения выступил с концепцией реформы правоохранительных органов: не только полиции, но и всей правоохранительной системы, которая существует в нашей стране. Эту концепцию реформ правоохранительных органов предваряли два отчета, которые назывались «Диагностика»: «Диагностика проблем правоохранительной деятельности в России». В адрес института поступило много критических замечаний, в первую очередь от сотрудников и высшего руководства МВД. Высокопоставленные представители министерства встречались с руководством института, лично с Вадимом Волковым. Министр усомнился в корректности наших выводов, заметив, что они не учитывают каждодневной практики правоохранительных органов. Он сказал буквально следующее: «Вы же ничего не понимаете, вы же на земле-то не были».
Институту разрешили провести исследование. Оно было реализовано летом 2014 года в двух регионах. Это не были Москва, Санкт-Петербург, Московская или Ленинградская область, не Республика Татарстан: были выбраны средние по своим характеристикам регионы, можно сказать стандартные. Безусловно, большее количество регионов было бы более репрезентативным, но штат института слишком скромен, чтобы выделить дополнительных сотрудников для выездной работы.
Для нас был принципиальным вопрос подхода к исследованию: мы хотели изучать не главные региональные управления внутренних дел, а рассмотреть изнутри работу отделов разного масштаба (городских, отделов регионального центра, отделов других крупных городов региона).
Первый региональный центр имеет 500 000 человек населения, другой крупный город региона – 35 000. Местная специфика такова, что региональный центр количеством населения существенно превосходит остальные города. Сотрудники института специально посетили небольшие районные центры (статус города имеет только часть из них), чтобы уделить особое внимание работе полиции в сельской местности. Насколько мне известно, практически никто из социологов прежде не делал исследований на сельском материале, т.е. все известные мне исследования полиции, независимые от МВД, были выполнены в крупных городах. Сельские проблемы озвучиваются чаще публицистически, журналистски, но социологически не описаны.
Что мы изучали? С помощью особого набора антропологических качественных методов мы в основном занимались изучением тех подразделений и отделов полиции (межрайонных и районных отделений), которые заняты охраной общественного порядка. Можно сказать, что мы не фокусировали внимания на криминальной милиции и уголовном розыске в целом. Тому есть причины, связанные, во-первых, со служебной тайной, во-вторых – с задачами нашего исследования, для которых многие специфические вопросы не были важны.
То есть в интервью с начальником отдела уголовного розыска или с отдельными оперативными уполномоченными мы старались в первую очередь понять, как именно они встроены в систему взаимодействия с другими подразделениями, и об этом они охотно говорили. О своей же собственной работе они рассказывали неохотно, что вполне можно понять.
Для исследования различных подразделений мы приняли следующие аббревиатуры
• o УУП – участковый уполномоченный полиции
• o ПДН – инспекторы по делам несовершеннолетних (в некоторых регионах они называются ОДН)
• o ДЧ – дежурная часть
• o ППС – патрульно-постовая служба
• o ИАЗ – инспекция ( инспектор) по административному законодательству
• o ЛРС – лицензионно-разрешительная служба или отдел ЛРР (лицензионно-разрешительной работы)
• o ОВО – отдел вневедомственной охраны
Мы говорили со следователями, с оперативными уполномоченными, с дознавателями, с начальниками полиции, со всем руководящим составом, который был доступен. В рамках изучения служб опрашивали почти всех сотрудников, которые работают в отделе, если была возможность. Основным методом для нас было наблюдение за повседневной работой сотрудников. То есть «наблюдение за работой участкового» подразумевало не просто беседу, а именно живое наблюдение за всеми его действиями. Стоит добавить, что обычно у участкового времени на разговоры просто нет. Он говорит исследователю: «Давай, садись, пошли». И целый день исследователь сопровождает участкового при обходе населения, вместе составляет документы, ведёт прием граждан, вместе выходит на дежурство. То же самое с патрульным экипажем: пешком и в автомобиле. Мы присутствовали на разводах, и т.д. В общей сложности наш небольшой коллектив осуществил 130 человеко-часов наблюдений. Эту магическую цифру подсчитал наш сотрудник Кирилл Титаев, он любит считать часами. Помимо этого те представители «органов», кто соглашался разговаривать под диктофонную запись, давали нам интервью. Те, кто не соглашался на аудиозапись, давали интервью в форме бесед.
Мы вели записи как обычные полевые социологи, быстро наговаривая их в аудиофайл, чтобы не забыть. Дело в том, что при проведении большого наблюдения многое забывается и главное — восстановить. Но это уже техника. Помимо этого, мы проводили анализ документов, т.е. собирали ведомственные документы, любые формы отчетности, которые нам готовы были передать. Многие наши информанты в конце наблюдений догоняли нас со словами: «Смотри-смотри, какой я отчет сейчас составляю, этого вообще нигде нету, возьми, посмотри!». Весь этот корпус артефактов мы тоже так или иначе проинтерпретировали. Архивные документы – это отдельная тема, она отражена в той части доклада, которая посвящена опыту создания муниципальной милиции в 90-х - начале 2000-х годов. Это целая большая глава в упомянутой выше «Диагностике».
Один из организаторов муниципальной милиции в Москве любезно предоставил нам доступ к своему личному архиву, что сильно упростило задачу. Если бы не его помощь, пришлось бы восстанавливать информацию из разных архивов, мы же получили всё разом в копиях, со всеми живыми печатями.
Очень сложно выстроить типовую структуру отдела полиции, отдела полиции «на земле». Это известно всем, кто пытался это сделать. Поэтому на схеме, разумеется, не представлены все варианты, существующие в нашей стране. Если организовывать схему правильно, иерархия строится сверху вниз: есть начальник и дальше все подчиненные.
У нас есть самый главный человек, начальник отдела, который руководит отделом, он царь и бог на этой конкретной территории. Мы сейчас ведем речь о территориальном отделе полиции, т.е. мы не говорим о линейных отделах, например на транспорте или в метрополитене и т.д. Отдела ГАИ (ГИБДД) здесь тоже нет как и ОВО. Это типовой территориальный отдел в обычном городе нашей страны. Не Москва, не Санкт-Петербург, не крупные города.
У начальника есть множество заместителей. Есть так называемые штабные. Обычно это заместитель начальника отдела полиции, это называется начальник штаба, который ведет всю учетную работу: сколько преступлений раскрыто, сколько чего сделано. Он же сдает справки и отчеты. Под его руководством находится инспектор или инспекторы по учетно-регистрационной дисциплине.Обычно это женщины, которые заполняют формы. Они отмечают, какие уголовные дела заводятся, раскрываются, любые движения по уголовному делу заносятся ими в систему. Все это фиксируется в специальных карточках, которые прикреплены к каждому делу. Отдел, следственные органы при МВД, при Следственном комитете или ФСКН, – эти карточки заполняют все.
В отделе полиции эти карточки заполняют сначала следователи или дознаватели, или штабные. Позже, когда карточки утвердил и подписал прокурор или, в случае со следователями, подписал руководитель следственного органа, они поступают в штаб, вводятся в базу и далее хранятся здесь.
Для этого и работают «штабные сотрудники». Начальник штаба занимается очень многими вопросами: она готовит все справки, материалы по всем запросам. Например, если глава управления по региону задает вопрос: «Какова у нас структура несовершеннолетней преступности?». Такой вопрос может поставить и другой руководитель, например, губернатор. И вопрос может быть не просто о количестве преступлений, совершённых несовершеннолетними, а о том, что из себя представляют эти несовершеннолетние. Поэтому запрос рассылается по всей системе, доходит до отдельного типового отдела. Штабные сотрудники должны по карточкам (в идеале), выстроить отчет, дать статистику. Потом эти отчеты отправятся через городские управления (если они есть в конкретном регионе и городе), дальше до соответствующего штабного подразделения в генеральном головном управлении по региону, и уже там их сводят в общую итоговую статистику.
Даже если губернатор поинтересуется исключительно картиной в региональном центре или в крупных городах, этот запрос все равно будет отправлен всем, на всякий случай. Часто штабные сотрудницы не понимают, откуда можно взять данные, поэтому обращаются непосредственно к тем, кто занимается правонарушениями среди несовершеннолетних. Специалистов по несовершеннолетним «штабные» заставляют писать отчеты, чтобы включить их в собственные отчёты.
В каждом отделе полиции есть также обособленное подразделение, которое занимается следствием. Обычно здесь целых два руководителя, т.е. начальник следственного отдела и его заместитель, и ему подчиняется от 3 до 10 следователей. Три следователя — это небольшой сельский отдел, 10 человек — нормальный штат в городском отделе. Они занимаются расследованием уголовных дел тяжких и средней тяжести. Эти люди имеют значительную самостоятельность в работе над расследованием, в отличие от тех, кто занимается расследованием уголовных дел по нетяжким преступлениям.
Есть также такое подразделение как тыл, т.е. те, кто обеспечивает форму, горюче-смазочные материалы, электричество, кадровые вопросы и так далее. Есть заместитель по тылу, у него, в свою очередь, есть начальник тыла, его помощник и различные тыловые службы. На схеме эти службы не прорисованы отдельно из-за нехватки места. Их много: финансовая, техническая, кадровая. Если есть какие-то подразделения, обеспечивающие работу изолятора временного содержания, то соответственно будут и необходимые службы вроде кухни, которая готовит еду задержанным, и они тоже будут относиться к тылу.
Далее есть так называемая криминальная милиция (до реформы, сейчас полиция). Обычно ею руководит начальник полиции, у него есть свой заместитель и оперативные уполномоченные, которые разделены на группы: уголовные дела, розыск людей, тяжкие преступления, экономические преступления, угоны и т.д. Эти группы могут компоноваться по-разному, в зависимости от того, какова структура преступности в регионе.
Дежурная часть сейчас подчиняется начальнику УВД.
Все девяностые и в нулевые годы было много попыток реформирования, когда дежурные части пытались вывести из-под контроля начальника отдела. Но на сегодняшний день конкретный руководитель дежурной части и все остальные подчинены персонально самому главному человеку в отделе и работают в с ним в плотной связке. Это важно ещё и потому, что если начальник, например, в отсутствии или с ним что-то произошло, оперативный дежурный принимает на себя руководство коллективом. Своего рода смена функционала в зависимости от того, кто «живой» (конечно, в переносном смысле).
Следующая должность называется «заместитель начальника отдела внутренних дел по охране общественного порядка». Именно ему подчиняется основной контингент тех, кто нас интересовал. Во-первых, это группа исполнения административного законодательства, т.е. группа, которая занимается населением. Это участковые и инспекторы, а также дознание, хочу специально отметить, что дознание подчиняется не следственному отделу, хотя характер работы практически совпадает.
Далее на схеме представлен начальник патрульной службы и, соответственно, патрульные. Но здесь необходимо сделать оговорку: это не всегда так. Есть регионы, крупные города, столичные города, города-миллионники, где патрульные организованы иначе, они не прикреплены к отделу, а существуют отдельными подразделениями (полками ППС или батальонами ППС, ротами и т.д.). В типовом районном центре или в городе, в котором 50 000 населения, патрульные будут прикреплены к отделу, и у них будет собственный начальник.
Далее мы видим на схеме отдел ЛРД – это лицензионно-разрешительная деятельность, соответственно, начальник отдела лицензионно-разрешительной работы (или лицензионно-разрешительной деятельности или лицензионно-разрешительной службы) и небольшое число инспекторов.
Важно понимать, что именно у участковых инспекторов и ПДН (самых здесь многочисленных, исключая патрульных) есть достаточно большая группа руководства.
Не просто начальник и заместители по каждой службе, но есть отдельно руководитель сегодня, который занимается тем, что обобщает практику и тех, и других, у него есть заместители, которые возглавляют отдельные подразделения, собирая статистику.
Откуда это появилось? Это появилось после реформы, когда сократили средний уровень управленческих структур, я имею в виду реформу 2012 года. Тогда расформировали городские управления, которые обобщали деятельность, например, 17 или 10 или 5, или 3, в зависимости от региона, отделов в городе. Раньше эти люди находились в городских отделах и обобщали эту работу на городском уровне сразу. Сегодня они работают в каждом отделе.
Мы изучали участковых, инспекторов по делам несовершеннолетних, патрульных. Это собственно те люди, которые работают с населением и участвуют в охране общественного порядка. Все остальные условно можно назвать вспомогательными службами. Например отдел ИАЗ – хороший пример. Хотя это подразделение участвует в охране общественного порядка, и девушек (а это часто женский отдел), привлекают к дежурствам на всевозможных массовых мероприятиях, их задача состоит не в этом. Они должны обрабатывать огромный поток административных протоколов, которые составляют три группы сотрудников, упомянутые выше. Любопытно, что к ним же прикреплены вневедомственная охрана и ФМС.
Комментарий из зала: Им поступают материалы от ДПС?.
Е. Ходжаева: ДПС обычно имеет свои отделы ИАЗ.
Комментарий из зала: Если это не нарушения общественного порядка.
Е. Ходжаева: Верно. Если есть нарушение общественного порядка, а не ПДД, ДПС перенаправляет документацию в территориальные отделы.
ФМС, в свою очередь, просто не имеет доступа к базе. Когда они составляют, например, протокол о выдворении или нарушении правил регистрационного учета, все их протоколы заносят в базу те же самые женщины из ИАЗ. Подробно об этом прочитайте в нашем докладе.
Что означает в данном случае «заносят в базу»? Значит, что они могут проверить или должны проверять, как составлены протоколы. По сути, они низовые контролеры для тех, кто собственно эти протоколы оформляет. Мало того, по их результатам их работы проводятся проверки, причем серьезные проверки.
В некоторых регионах нашей страны были, – может быть, вы слышали, –скандалы, когда обнаружились «липовые» протоколы. Предположим, есть несуществующие паспортные данные или человек уже умер, а на него участковый каждый год пишет протокол за нарушение чего-либо, а потом списывают за невозможностью взыскать. Это делается чтобы закрыть «палки».
Вот эти злоупотребления можно обнаружить, изучая базу, которую делают эти люди. Сами они в рейды конечно ходят и составляют протоколы. К охране общественного порядка это имеет очень слабое отношение, как мы все понимаем.
Дело в том, что они составляют очень специфические протоколы, например, о контрафактной продукции или еще о чём-нибудь, что связано с правилами торговли, например. Раньше в этом же отделе было отдельное подразделение, которое этим занималось.
Перейдём к дознанию. Раньше это была МОБ, милиция общественной безопасности, а сейчас это называется подразделение по охране общественного порядка. Но ни одного дознавателя вы на улицах не увидите, если это не очень крупное мероприятие типа Олимпиады, когда мобилизуются все. Обычно дознаватели – кабинетные работники, которые занимаются оформлением нетяжких уголовных дел, это считается чем-то вроде расследования, точно так же как у следователей. И собственно в охране общественного порядка они никакого участия не принимают.
Отделы ЛРД - это также в основном кабинетные работники, призванные следить за оборотом оружия в стране. Именно у них граждане получают разрешение на покупку и хранение оружия, всевозможные лицензии вроде охотничьих, ими же регистрируются и контролируются ЧОПы. Но, как уже было отмечено, к охране общественного порядка они тоже отношения не имеют. Более того, еще контролируют, например, работу участковых, т.е. они тоже являются одним из элементов контроля.
Выходит что именно охраной общественного порядка из всего этого большого коллектива занимаются только три группы: участковые, инспектора по делам несовершеннолетних и патрульные. Именно этот факт я хочу подчеркнуть.
Ещё можно причислить сюда отдел вневедомственной охраны который существуют отдельно с отдельным управлением. Мы хотели рассмотреть каждую службу по порядку. Обратим внимание на дежурных.
Почему мы начинаем именно с дежурного, хотя, как я сказала, к охране общественного порядка он отношения не имеет? Он не выходит ни в рейды, он ничего не контролирует, его работа не оценивается по тому, сколько раскрытий уголовных дел он обеспечил или сколько административных протоколов он лично составил, хотя, конечно, он один из тех, кто имеет право составлять административный протокол.
Дежурный для нас важен как «ключевой игрок» в отделе полиции. Я его называю (эти слова мы убрали из отчёта) «основной раздающий». Это игрок, который раздает полученный «мяч» на входе в отдел полиции. Дежурные загружены огромным количеством дел. Именно их мы встречаем, когда приходим в отдел полиции за стеклом, которое отделяет дежурную часть от общего холла.
Обычно там сидят минимум двое в смену: ответственный дежурный и его помощник. Но это бывает не всегда. Я написала в исследовании, что в смену в дежурной части выходит до 8 сотрудников. Если это крупная дежурная часть, у нее есть такое место как комната содержания задержанных лиц (раньше она называлась камера содержания задержанных лиц, КАЗ, камера административного задержания). Это вот те клетки, которые...
Комментарий из зала: Их комнатами называют сейчас...
Я оставила слово «камеры», извините. Комнаты. Это те клетки, куда помещают всех, кто задержан по разным причинам. Мы бывали в отделах, где сидят два дежурных, а камеры пусты. И они говорят нам: «Кого мы будем доставлять, у нас 8 000 населения. Отвозим домой после оформления, сам потом придёт в суд, куда ж он денется».
Если эта камера активно пополняется (в крупных городах там оставляют людей до суда, если он назначен на следующие сутки, или для разбора дела по другой процедуре), то есть также дежурные «по разбору», один или двое. Они называют это помещение "горячим цехом", потому что им приходится пропускать весь этот огромный поток задержанных и доставленных и принимать процессуальное решение: что с ними делать.
Например: просто проверить личность доставленного человека и отпустить, если он вдруг подошел по ориентировке, или все-таки составить на него административный протокол и отпустить. Или составить административный протокол и оставить его дожидаться судебного разбирательства на следующие сутки, или задержать и дождаться оперативных сотрудников, которые придут для беседы.
То есть решения могут быть разные. Работа сменная с утра до следующего утра. При этом ответственный дежурный (это типовая практика), уходит со следующих суток, например, в час дня или в 12. Подчёркиваю, это типовая практика в некоторых регионах, потому что он должен сдать смену за сутки. Что значит сдать смену?
Все материалы, которые за сутки были получены в этом отделе полиции, должны быть куда-то направлены, «пристроены», по ним должно быть принято какое-то решение. В том регионе, где мы проводили исследование, именно такие жёсткие требования предъявляются к оперативному дежурному. Он отвечает за всё. Поэтому если помощник может уйти домой вовремя, в 8 утра, после того, как он сутки отработал, то ответственный дежурный останется столько сколько надо и с красными глазами будет сидеть и заполнять документы. А также кого-то вызывать, созваниваться, принимать какие-то решения.
Как я уже сказала, у дежурных бывает специализация по задачам. Если у нас крупная дежурная часть, т.е. если у нас большой «горячий цех» (комнаты содержания задержанных лиц) и большая практика их использования, будет специальный дежурный по разбору. Иногда для разбора вечером будет выходить дополнительно и второй дежурный. Если же у нас небольшой отдел полиции, дежурная часть не такая многочисленная, будет двое сотрудников, в том числе ответственный дежурный.
Кто ещё вместо них может разобраться с доставленными? Обычно привлекают инспекторов ИАЗ: они будут заполнять все протоколы на следующие сутки. Дежурному просто совершенно неохота этим заниматься.
Согласно приказу и дежурный, и участковый – две категории сотрудников полиции, которые могут составлять административные протоколы практически по всему кодексу. Так обстоят дела во всей полиции. Если например патрульные могут составлять протоколы не по всем статьям КоАП (России или регионального), то эти имеют право по всем. А процессуальные решения принимает, конечно, начальник полиции.
Далее: задачи. Как я уже сказала, дежурный – своего рода «раздающий», поэтому основная его задача (я сейчас говорю не про инструкции, а как это в их реальной жизни устроено) – это сбор, обработка и фиксация информации о ситуации. От населения или от любых ведомств. Они заняты тем, что постоянно сидят на телефонах, постоянно кому-то звонят, постоянно кому-то рассказывают что-то, передают какую-то информацию. Кроме этого, они ведут огромное количество книг и всевозможных журналов учета. Это просто не передать, какие объемы. Вся номенклатура есть в нашем отчёте.
Знаете, например, что делает дежурный в первую очередь каждое утро, приходя на свою смену?
Комментарий из зала: Отмечает своё заступление на смену?
Е. Ходжаева: ну понятно, он принимает смену, потом сдает.
Он заполняет журнал, который сейчас называется «Журнал радиоактивной опасности». Дежурная часть каждого нашего отдела полиции оборудована специальным прибором. Дежурный нажимает на этот прибор, и в журнале записывает его показания. Пишет ручкой. Эти данные никуда не вносятся и никем никогда не используются, но он всё равно пишет. Этот пример я привожу, чтобы вы поняли, какую массу подобных журналов он ведёт.
Есть, конечно, важные журналы, например, приема и сдачи оружейной комнаты, т.е. когда нужно подсчитать все оружие, боеприпасы, которые там хранятся и передать друг другу. Это важно учитывать и важно понять: если будет какая-то утеря, отвечает дежурный, потому что дежурные материально ответственны за оружейные комнаты. При этом ведутся всевозможные табели, всевозможные накопительные дела, они все там хранятся. Все ориентировки на розыск, а они бывают разного статуса: по региону или по всей стране, – поступают в отдел именно через дежурную часть. Дежурный их получает либо по факсу, либо по электронной почте (они сейчас уже научились с ней работать), распечатывает и кладет в специальное накопительное дело.
В папке ориентировок может быть много, практики разные: кто-то держит там недельную пачку, кто-то подольше, кто-то только суточную. И каждый сотрудник в отделе, приходя на работу, должен пролистать эту папку и расписаться в специальной книжечке, лежащей рядом: «Ознакомлен». И лишь после этого сотрудники отправляются по местам.
Комментарий из зала: Эти ориентировки, они порой такого ужасного качества, что под них можно подвести любого...
Е. Ходжаева: Здесь сложно обнаружить логику. Для чего, например, надо ежедневно мерить радиоактивный фон в отделе полиции? Его измеряют дважды: днём и ночью.
Так или иначе, они должны расписаться, что "ознакомлены". И знаете, кого спросят, если каких-то подписей не хватит? Дежурных. Все поступающие материалы, все вызовы складываются в другое контрольно-накопительное дело, откуда дежурный потом их раздает пришедшим с утра на работу сотрудникам.
Сводки – очень интересное явление: это практика всех дежурных. Вся информация о том, что происходит на территории, поступающая в систему МВД, создаётся ежедневным трудом ответственных дежурных. Они заучивают, что у них прошло за сутки, и ежедневно (конечно же, немного подглядывая в бумажки) докладывают на совещаниях. Вот дежурный, он заступил на сутки, сутки прошли. Утром он ждет этого ежедневного совещания всех сотрудников отдела, структуру которого я вам показала. Чаще всего приходят только руководители. Руководство сидит и слушает ответственного дежурного, который рассказывает им: «Было то-то, то-то и то-то, сделали то-то, то-то и то-то».
Дальше эта сводка (сейчас она оформляется еще и в электронном виде) отправляется по почте, особым кодом, это технические специалисты лучше знают. Отправляется она, например, в городское управление. В городском управлении тоже есть ответственный дежурный, у него, предположим, два или три отдела в подчинении (если взять небольшой город на 300 000 населения). Он делает ровно то же самое, что и дежурный в предыдущем звене.
Конечно, он уже не учит всё наизусть, он распечатывает себе ежедневно книжечку (сводка сформатирована сразу в форме книжки). В книжечке он подчеркивает самые важные происшествия, по которым пришлось работать, потому что все эти ответственные дежурные, ведь они созваниваются, если что, с руководящей дежурной частью. Дежурный руководящей части точно также устно все пересказывает перед руководством городского управления. И то же самое делает в главном управлении по региону тот ответственный дежурный, который контролирует не только сам столичный город этого региона, но все сельские и другие городские районы региона.
Мы должны сказать спасибо этим людям засводки, за ними большой труд. Они несут серьёзную ответственность за каждое принятое решение. Если что-то не то сделали, первого спросят дежурного: почему он принял такое решение, почему отправил на происшествие, например, участкового, а не следственно-оперативную группу. Его могут поднять, спросить: расскажи, обоснуй.
Нужно отметить ещё один важный момент: дежурные части в городах бывают разные. Следовало сказать об этом в начале. Есть дежурные части при отделах, где есть головные городские управления, которые берут на себя координационную роль по городу. Тогда обычно при них есть полк ППС (или батальон ППС или несколько рот), которые не находятся в оперативном управлении у дежурных при отделе полиции.
Тогда дежурный при отделе полиции занимается всеми, кроме патрульных. Патрульные – дело дежурного при службах 02, которые обычно существуют при городских крупных управлениях или отделах, сейчас они все переделаны в отделы.
Но если у нас небольшой город, например, 50 000 населения, даже 100 000 населения и всего один отдел полиции, тогда это так называемая комплексная дежурная часть. В таком случае ответственный дежурный вдобавок управляет нарядами ППС. И если в крупных городах у дежурных, как правило, есть система видеонаблюдения, то в небольших городах её нет. Связь держат по телефону, по рации. Нет специального оборудования, чтобы отслеживать, куда поехал экипаж. Объем задач у дежурного в таком случае шире, но при этом и поток входящих меньше, город меньше, поэтому он может справляться с этой комплексной дежурной частью. Помимо большой информационной работы.
Главное, когда обычно начальник отдела, самый главный их человек приходит на работу (а приходят они в 6 – 6:30 утра, я проверяла, не было случаев в моей практике, чтобы было иначе), он никогда не идёт сразу в свой кабинет. Он заходит в дежурную часть. Смотрит, что произошло за ночь, и начинает подписывать. Потому что во всех журналах, включая тот, который про радиоактивный фон, нужна подпись не только ответственного дежурного, но и начальника отдела полиции. Т.е. минимум полтора часа рабочего времени с утра самый главный человек по отделу полиции занимается тем, что подписывает все документы, в которых расписался ответственный дежурный.
Ещё дежурные отвечают за так называемую «укреплённость». Это оснащённость отдела средствами индивидуальной защиты (СИЗ) на случаи ЧС вплоть до атомной войны и разными специальными устройствами. Например, так называемые противоавтомобильные устройства: это металлические преграды с шипами, установленные во дворе, которые активируются дежурным, чтобы к отделу не могли подъехать близко посторонние автомобили, представляющие гипотетическую террористическую угрозу. Практика установки таких преград была введена после атак на правоохранительные органы на Северном Кавказе. Степень оснащённости по стране разная, но я видела отделы, которые были укомплектованы безупречно на все возможные случаи.
Начальник садится за стол прямо в дежурной части и просматривает документы: «Ага, это участковому, хорошо». И он на титульном листе этого материала пишет: «Отдать туда-то». Дальше дежурный всё раскладывает по папочкам, и когда приходит начальник отдела участковых, отдает эту самую большую стопку участковым.
Если уже на месте начальник отдела дознания, отдает соответствующие материалы начальнику отдела дознания. То есть не конкретному дознавателю, а руководителю. Но весь этот бумагооборот происходит через дежурную часть. То есть дежурный отвечает не только за сбор информации, но и за передачу бумаг, их распределение.
Помимо этого, у него есть очень важная организационная задача. Если что-то случилось, и звонит человек, предположим, он сообщает о какой-то совершенно «чрезвычайной» ситуации: кошка на дереве плачет, или птичку съели у меня в саду... Можете посмотреть мою прошлогоднюю колонку про гусей, мы писали по результатам этого исследования.
Первое решение на предмет, что делать с этим вызовом, принимает ответственный дежурный. Ему нужно быстро послать туда участкового разбираться, направить патрульных, чтобы они оцепили место преступления, а дальше формировать следственно-оперативную группу.
В его подчинении всегда находится так называемые дежурные по отделу. Оперативный сотрудник, следователь, дознаватель, эксперт-криминалист, а также дежурный участковый, а также дежурный инспектор ПДН. Есть ещё штат водителей, которые тоже подчиняются дежурному лично. И какая-то группа автомобилей.
Он также распределяет работу между составом этих дежурных сотрудников, имеющихся на текущий момент в отделе (заступающих утром). Например, их могут послать на какой-то разбор происшествия. Они не имеют права ему отказать, потому что на текущий день он главный их руководитель. И факт заступления на дежурство он также оформляет в журнале (а также получение оружия и т.д.).
Или ему надо принять решение: никаких выездов СОГ, ничего не надо, надо отправить участкового с места. Тогда он звонит либо руководителю группы участковых, либо собственно напрямую участковым, потому что так эффективнее.
Например: «Ты чего там в «опорнике» своём делаешь? А ну-ка бегом, у тебя там кошка на дереве, успокой даму». Собственно, вот этим занимается дежурный. С него потом спрашивают. И для контроля очень важно, что именно ты предпринял для разрешения этого случая. А если, не дай бог, там никакая не кошка, а изнасилование, и это был такой способ привлечь внимание.
Дежурный, он как на пороховой бочке, он вообще никак не может контролировать поток входящих. Он должен быстро определиться, что ему делать дальше. После того, как он все организовал и отправил, он отчитывается своему собственному руководителю – ответственному дежурному либо по области, либо по городу, в зависимости от того, каков в его случае следующий уровень. Также он устно докладывает начальнику отдела полиции, если тот находится на месте, или дежурному от руководства по отделу полиции.
Дело в том, что начальники всех подразделений по очереди дежурят по отделу, часто по выходным. Остаются ответственными руководителями вместо самого главного, надо же ему когда-то взять выходной. Тогда он разделяет эту ответственность с ними со всеми. Это очень важно.
У дежурного также есть ещё одна организационная роль — выдача оружия. Он выдаёт оружие всем участковым, всем патрульным (если они прикомандированы к отделу полиции, а не к своему отдельному полку). Он также выдаёт ключи от машин. Для этого есть отдельный журнал учета. При выезде следственно-оперативной группы водитель приходит, дежурный выдаёт ему все под расписку, потом забирает под расписку.
Комментарий из зала: А на каждое обращение по телефону, дежурный тоже карточку заполняет?
Е. Ходжаева: Вот об этом я забыла сказать.
У дежурного находится самая важная книга. Помимо всех этих журналов (я рассказала о каких-то второстепенных журналах, а самое главное – забыла) у него есть книга, которая называется КУСП. Книга учета сообщений о происшествиях. Эту книгу ведет именно ответственный дежурный. Ещё у него есть личная книга ответственного дежурного, где он прописывает подробно по каждому КУСП и заявлению, что он предпринял. Эту книгу он может дать заполнить своему помощнику, но КУСП дежурный старается заполнять собственноручно. Разве что ему попадётся исключительно толковый помощник, которому можно это доверить.
КУСП заполняется от руки, несмотря на то, что во многих регионах сейчас ввели электронный формат. Если электронный формат введен, то она заполняется и от руки, и в электронном формате. Нет возможности избежать дублирования при наличии электронной записи: от руки должно быть обязательно, синей ручкой, пожалуйста, никаких карандашей.
Фиксируется звонок, заявитель, время, коротко описывается суть происшествия, желательно зафиксировать адрес и заявителя. Это очень важно, потому что патрульные приедут, никого нет, где искать, кого искать, важен также телефон.
Сейчас лучше всего именно телефон, даже важнее адреса проживания заявителя. Если вы пришли в отдел полиции сами и говорите: «Я хочу заявить о пропаже моего родственника, пожалуйста, примите у меня заявление», дежурный не имеет права его не принять.
В отделе висят образцы всевозможных заявлений, дежурный может быть в добром расположении духа и даст вам бумагу с ручкой, особенно если рядом сидят исследователи, такие как мы: тут уж никуда не деться. Он примет у вас это заявление. Но самое главное: он должен отдать заявителю талон-уведомление. Не каждый заявитель знает, что он должен получить этот талон-уведомление: отдал заявление и отдал.
Когда, например, человека убивают, никто не будет «злыдничать» и прятать такое заявление в стол. Быстро примут решение, будут что-то делать. Если же заявление «мутное», если непонятно, что по нему предпринять, может случиться примерно так, как я один раз наблюдала.
Приходит дама, босая, грязная совершенно, явно пила и не один день, и говорит, что у нее все украли. Что важно, она приходит не сама, а приводит ее сотрудник линейного отдела рядом с вокзалом. То есть дежурному понятно, что линейный отдел спихивает этот сложный случай нам, и надо что-то делать.
И вот наша дама пишет подробное заявление, и в общем сотрудники пытаются что-то с ней сделать. Никакого конечно ей талона-уведомления не дадут, а меня как наблюдателя старательно выпроваживают. Когда я возвращаюсь, дамы нет, хотя ей только что обещали оперативника, чтобы она описала приметы человека, с которым пила два дня назад. В общем, её отправили на лечение, вызвали бригаду психиатрической скорой помощи.
Такие заявления в КУСП желательно не записывать, потому что по ним тогда придется отчитываться. Их лучше положить в папочку. Например, если речь об утерянном кошельке или о чём-то похожем.
Был любопытный случай, когда у одного из руководителей нашего вуза вынули кошелек в каком-то ресторане или кафе. Он пришел в полицию и его прекрасно приняли, сразу вызвали дознавателя, тот записал все показания, приняли заявление, все замечательно. Он пришел к нам и говорит: «Вы чего тут пишете? Полиция изменилась, они прекрасно разговаривают с людьми, вы вообще не о том пишете, нет теперь этого. Мое заявление приняли вообще без проблем».
А мы его спрашиваем: «А талон-уведомление-то дали?» – «Какой такой талон?».
Так вот: талон-уведомление этот человек получал на третьи сутки, после того, как подключил родственников в прокуратуре. Это к вопросу, как важна КУСП. Заполнить КУСП правильно – означает снизить нагрузку всем, кого мы только что с вами детально перечисляли, улучшить показатели отдела и т.д. Поэтому мы бьемся за КУСП, за электронный КУСП. Поэтому дежурный – очень важный человек, и дружить с дежурным очень важно для всех. Потому что он возьмет себе КУСП и запишет что-то невразумительное, а участковый потом должен материал собирать.
Комментарий из зала: КУСП этот заполняется во время звонка?
Е. Ходжаева: Нет, конечно. Он звонит, у него есть личная книга, где он пишет все детали. К этой книге нет таких жестких требований в смысле аккуратности, там должна быть вся оперативная информация, которую он в срочном порядке получает. Потом данные аккуратно переписывают из этой личной книги.
Комментарий из зала: То есть дежурный два раза заполняет форму?
Е. Ходжаева: Именно. В КУСП листы пронумерованы, сброшюрованы.
Внести изменения сложно. Мы знаем, что часто КУСП переписывают, переоформляют, но это целая история. Личный журнал используется для того, чтобы быстро и кратко записать. Если нужно что-то уточнить, он перезванивает. Иногда бывает вал звонков, вечером, например, пятницы или субботы, и он не успевает. Но потом находит свободные минуты, и аккуратно заполняет КУСП.
Помимо этого дежурный выполняет и контрольные функции. Если в отделе никого не остаётся (например, все уехали на разбор), то самый главный – он, ответственный дежурный.
В качестве примера возьмём обработку материалов.
Предположим, дежурный отправил патруль, отправил участковых на место происшествия. Вечером ему приносят материал, который собрали: заявления, объяснения (нашли каких-то свидетелей). И он первый, кто проверяет правильность заполнения, соответствие. И первым может сказать: «Нет, подожди, это я у тебя не приму, давай-ка доработай» (если это происходит в режиме реального времени).
Дежурный по разбору тоже контролирует подчиненных, я ещё подробнее на этом остановлюсь.
Когда патрульный приводит ему доставленных граждан с заполненными протоколами, дежурный смотрит законность, правильность задержания и привода в отдел.
Если есть специализация, то разбор – задача именно отдельного дежурного по разборам. Далее с него спрашивают за порядок в камере содержания задержанных лиц: он должен лично, под личную ответственность гарантировать, что с ними всё в порядке. Что никого не бьют, все довольны, сходили в туалет, все накормлены, все передачи получили, если они помещены дальше в ИВС – изолятор временного содержания.
Это его тоже личная ответственность – порядок в камере. И поэтому он же контролирует конвойных, если они в наличии. И не только конвойных, но и тех, кто осуществляет непосредственно личный визуальный контроль задержанных (они должны с определенной частотой ходить между камерами, проверять благополучие задержанных и т.д.).
Дежурный также организует прием граждан в отделе. Например, если у вас украли телефон, вы приходите в отдел и вам нужен, например, дознаватель. То есть ваше дело уже в работе, и дознаватель вас вызывает для каких-то процессуальных действий, например, заполнить какие-то бумаги, ознакомиться с результатом и т.д.
Когда вы приходите в отдел, вы не можете пройти прямо к дознавателю. Потому что там есть железная дверь, которую сотрудники полиции могут открыть сами, а обычные граждане – нет. Её открывает дежурный, нажимая на кнопку.
Поэтому когда вы приходите в отдел, дежурный должен проверить, не тащите ли вы с собой бомбу, он должен осмотреть вас. По правилам он должен выйти из своей этой каморки за стеклом, посмотреть, все ли у вас в порядке, переписать ваши паспортные данные в специальную книгу учета посетителей, заставить вас самостоятельно созвониться (там есть телефон со всеми внутренними номерами), с этим дознавателем, потребовать, чтобы этот дознаватель спустилась и вас провела. Но если вы уже не в первый раз, и дежурный вас уже знает, он уже может и не выходить: «Ну вы кабинет знаете, сами пройдете». Зачем дознавателя гонять по этажам. Но в принципе дежурный – это «человек с кнопкой». И в случае проверки отдела полиции на уязвимость для террористической угрозы, спросят за нарушение процедуры допуска посетителей тоже с него.
Комментарий из зала: Т.е. время от времени приходят «тайные посетители»...
Е. Ходжаева: «Тайные посетители», мы потом про это скажем. Конечно, ему же и «учебные» бомбы проносят, это не дай бог пропустить.
Итак, кнопка, вызов сотрудника и прием заявлений – это все тоже обязанности дежурного. Этим занимается ответственный дежурный и его помощники. Как же их контролируют? Давайте рассмотрим по порядку каждую службу, и что с неё спрашивают.
Есть практика ответственного дежурства, ответственных дежурных, т.е. руководители различных подразделений заступают точно также на сутки в дежурство и следят за тем, чтобы в отделе все было правильно. И ночью, и днем, и когда начальник отдела здесь или когда он в отъезде или в отпуске и т.д. Они все контролируют работу дежурного. Если заступает следователь, руководитель следственного отдела или отдела дознания, то он будет в большей степени интересоваться непосредственно материалами, – они в этом специалисты и знают, как обрабатывать поступающие данные, как их вносить.
Если выступает тыл, то всё: готовься пересчитывать оружие, чтобы все было чистенько, чтобы принтер работал, чтобы была к нему заправка. Каждый смотрит и контролирует то направление, по которому он специалист.
Дальше – вышестоящая дежурная часть. Если дело происходит в городе, то она приезжает два раза в день. Т.е. есть городской отдел, и ответственный дежурный при городском отделе посещает дежурные части в отделах полиции в своем городе. Это, кстати, значит, что у него есть водитель для служебного автомобиля, чтобы его возить на проверки (при том что штат ограничен, и «на земле» не хватает людей. Он ездит и проверяет дежурную часть днем и вечером. И не только одну дежурную часть, он проверяет вообще все дежурные части, а также СИЗО.
Мы были в таком регионе, где прекрасно налажена система видеонаблюдения, т.е. ты сидишь в городском отделе и видишь все: холл, само помещение дежурной части, что там происходит, все в режиме реального времени. Но даже если все эти технические средства есть в наличии, и можно сидя в городской дежурной части никуда не ездить, а просто контролировать визуально, всё равно проверяющие выезжают на место. Потому что нужно проверить дежурные бумаги, журналы и т.д.
Проверяющий может сказать: «А дай-ка ты мне сейчас вот этот журнал» и там что-нибудь написать. «Неправильно вот тут написали».
Районная прокуратура, она проверяет именно дежурные части, но в большей степени занимается такими вопросами, например, как содержание задержанных. Могут поговорить с задержанными, нарушались ли их права, действительно ли всем созданы комфортные условия и т.д. Хотя прокуратура, конечно, может проверить и КУСП, ведение другой документации.
Тайными проверками проверяется оперативность реагирования. Это целая отдельная история. Такие проверки обычно придумывают уже областные управления: там больше сотрудников, которые занимаются проверками. Они делают это выборочно, совершенно произвольно.
В одном из регионов, где мы проводили исследование, они действительно даже сами с утра не знают, в какой отдел поедут проверять: в сельский или в отдел того же столичного города.
Пускают, например, человека с муляжом взрывного устройства, мол, «я к следователю, я тут был» и т.д., проверить, впустит ли дежурный посетителя без проверки, без осмотра, в отдел. Или проверяютоперативность реагирования всего отдела. Звонят и говорят: «Кража, меня только что обокрали». Или: «Только что совершён угон, угнали автомобиль». А дальше стоят с таймером и ждут, когда приедет патрульный, и когда к ним приедет СОГ. В этой области разработаны специальные нормативы, должно пройти 8 минут. И если прошли эти 8 минут, а патрульного нет, минус в оценке. Потом проверяющие все равно приходят в дежурную часть и снова просматривают все журналы.
Когда вы звоните в отдел полиции, и с вами разговаривает дежурный, по итогам звонка никто не проверяет, остались ли вы довольны, решилась ли ваша проблема, вежливо ли с вами разговаривали. Проверяется правильность заполнения бумаг. Именно поэтому они разговаривают неприветливо.
Когда мы звоним по «02», там специально обученные люди, которых как раз проверяют именно по тому, насколько вежливо, корректно и адекватно они отвечают. А вот дежурных при отделах полиции на этот предмет совершенно не проверяют. Поэтому если мы звоним в отдел полиции, часто получаем достаточно резкий и грубый ответ, неадекватный. Туда не дозвониться, потому что дежурный постоянно висит на телефоне и везде отзванивается.
Комментарий из зала: А может ли обычный гражданин подать жалобу?
Е. Ходжаева: Может, конечно. Он может там же написать жалобу и оставить этому дежурному. Но если вы не потребуете назад талон-уведомление, понятно, где окажется жалоба, там корзина есть. Вы можете пожаловаться в прокуратуру, тогда прокурор по надзору приедет разбираться, что произошло.
Когда человек говорит: «Я буду жаловаться», что будет делать дежурный, чтобы снять с себя ответственность? Писать в КУСП и все заполнять, как положено. А разбираются тогда уже все остальные, если там проблемный заявитель.
Как только дежурный позвонил участковому и сказал: «Я не знаю, можешь ты, не можешь, мне все равно, прием у тебя граждан, не прием, вот встал и пошел», – всё, в этот момент он свою ответственность снял. Потом, когда участковый принесет ему материал, он примет опять на себя эту ответственность. И этот процесс контролируется, процесс передачи бумаг, заполнения всевозможных журналов учета и совершенно не контролируется процесс того, как вы общаетесь с заявителем. Даже в том регионе, где проводятся тайные проверки, оценивают именно оперативность, скорость. Вежливо, невежливо – неважно.
Проверяющий, который работает в этой же системе, прекрасно понимает, почему дежурный хамит. Он знает эту логику работы. Он понимает, что чем быстрее, грубее ответит дежурный, тем меньше вероятность того, что заявление все-таки поступит. А еще есть отдельная практика, перекуры.
Дежурному вообще нельзя покидать помещение дежурной части. Но курить-то хочется, люди они курящие, работа очень нервная. И они выходят, но, конечно, оставляя за собой помощника. Т.е. дежурную часть вообще пустую оставить нельзя, это серьёзное нарушение. И вот он стоит и курит, и видит, что к нему идёт побитый пьяненький гражданин. Он идет, и его побили, и ясно, что он пьяненький. А пьяненький – это означает, что у него нельзя брать заявление, потому что по почерку будет видно. И потом он протрезвеет и откажется или еще что-нибудь. И надо бы его в камере оставить, вытрезвляться. Но никому не хочется вытрезвлять.
Я лично наблюдала один случай, правда, в другом городе, во время другого исследования. Это было в Казани в 2012 году.
Пришёл нетрезвый гражданин и сказал: «Меня побили».
«Где тебя побили? Это очень важно знать, где тебя побили».
Оказалось, его побили на границе с территориальными участками. Т.е. здесь – наша «земля», а там – другого отдела.
«Так что ж ты, милок, сюда-то притопал! Это ж туда надо было идти!».
А «туда» – это очень далеко. Хотя центральный район города обслуживают два отдела, город достаточно большой, и центр большой, идти надо долго. Т.е. он протопал в одну сторону, а ему надо было совершенно в другую. И этот «милок» стоит: «Ну ладно, пойду туда». И пошел.
Куда он пошел? Добредет ли он? Главное, работа дежурного сделана. Нагрузка потенциально уменьшена.
Потому что дежурный понимает, что дознаватель сейчас выехал в составе следственно-оперативной группы, дежурного участкового тоже нет, отправлен на какой-то быстрый оперативный вызов. И кто сейчас будет с этим гражданином разбираться? Никто.
И это основная задача дежурного: он фильтр, первичный фильтр системы, и быстренько отправить куда-нибудь в другое место – это тоже его дело. Это целое умение: так работать с гражданином, чтобы он остался более-менее доволен и не стал писать заявление с претензией, но при этом не создать дополнительной нагрузки.
Важен также порядок в оружейной комнате. При мне однажды проверяющий городского отдела отчитал дежурного, заставил писать рапорт за то, что из принтера посыпался порошок. «Что-то у тебя грязь какая. Ну-ка рапорт мне пиши!». Видимо он был очень зол, что я в субботний вечер напросилась на всю ночь наблюдать работу этого отдела. Вот такое могут проверить. Т.е. порядок – это порядок везде. Должно быть чисто, красиво, аккуратно.
И ещё одно новшество: работа электронных систем связи. Это касается всех отделов, но сельчан за это ругают особенно, потому что к ним не поездишь из городского отдела каждые два часа. Область, которая контролирует, должна знать, что у них происходит, т.е. они все время на телефоне. Но мало ли, вдруг они там задержанных бьют. Ты же не можешь узнать, системы видеосвязи нет. И заполнение КУСП тоже нельзя отследить: вдруг они не все сообщения вносят.
Надо как-то держать связь, поэтому созданы специальные электронные системы: есть электронные КУСП и сводки, которые нужно оформлять и отправлять буквально в режиме реального времени. Это делает специально назначенный человек, либо помощник дежурного это делает, либо к дежурной части прикомандирован кто-нибудь из ИАЗ, кто приходит, собирает сводку, набивает её в электронный КУСП и отправляет. Это положено делать каждые 3 часа. И если вдруг вышестоящее звено сводок не получает: будет выговор. Устный, конечно, но ругать будут сильно.
Я думаю, теперь понятно, за что именно ругают дежурную часть. Прежде всего за бумаги, за то, как ведется оформление бумаг.
Участковый. Я его тут очень грубо назвала, простите, пожалуйста, но это правда. Это лошадь, на которой пашет вся эта махина под названием МВД: от центрального аппарата до начальника отдела полиции. Согласно приказу, который регламентирует деятельность участковых (раньше до реформы это был 900-й приказ, сейчас мы имеем приказ 1166-й) все функции МВД, все функции, которые перечислены в законе о полиции, все они дублируются участковыми.
Все что делает МВД вообще, должен делать один человек, но в границах своего конкретного административного участка. А еще есть всевозможные внутренние приказы или совместные межведомственные приказы или еще какие-то распоряжения, которые возлагают на участкового дополнительные обязанности.
При этом ведь там написано как? Содействие. Содействие военкоматам, содействие органам здравоохранения, содействие органам образования и т.д., В этих приказах расшифровывается, что значит содействие: это проверки ежеквартальные и так далее. Это очень много работы.
Произошла интересная подмена. Официально в среднем участковый в городе должен иметь 3000 населения на своем административном участке. Это было жестко прописано в 900-ом приказе. Нынешний приказ очень хитрый в этом отношении. Собственно этот пункт не критиковал только ленивый из тех кто изучал МВД: журналисты и т.д.
Журналист приходил к участковому и обнаруживал, что нормы не соблюдаются, что сидит участковый, и у него 15 000 населения. Как работать? Есть ведь 900-й приказ, где жестко написано.
А старшему участковому, который руководит группой участковых, вообще полагалось 1500 человек на участке. Сельским участковым по-разному, в зависимости от плотности населения и дальности всех деревень, которые он должен контролировать. Важно, что был какой-то норматив. Сейчас в этом приказе никакого жесткого норматива нет. Написано, что «численность населения в административном участке устанавливается начальником территориального органа полиции».
Как нарежут, так и нарежут. А нарежут, конечно же, исходя из имеющейся штатной численности.
Если у вас большой район, 180 000 населения, а у вас всего 20 участковых, им достанется по 6000 человек. Если район поменьше, то всё иначе.
При этом совершенно не учитывается сезонность. Я проводила исследование, например, в районах, где рядом дачи, которые входят в участок. Дело в том, что нет такой «земли», то есть территорий, которые никем не контролируются. Всегда есть кто-то ответственный за конкретную территорию, если что-то на ней произошло. На лето люди переезжают из городов на дачи, и в дачных посёлках случаются и кражи, и драки, и все, что угодно. И у участковых в достаточно спокойной округе, где я проводила исследование, в летние месяцы нагрузка увеличивается в разы. Это особенно «приятно» когда все сотрудники в отпусках. И эти факторы совершенно не учитываются. «У тебя есть участок, вот ты его обходи».
Мы примерно оценили нагрузку: Кирилл Титаев подсчитал, что один участковый контролирует в среднем от 5000 до 7000 населения.
Но я видала старших участковых, которые оставались одни, без помощников. Даже не потому, что так нарезаны участки, а потому что он просто один остался. Второй у него в учебке, третий уволился, замену найти не может.
Вот он сидит, старший участковый, у него 25 000 населения, и он один. Свой участок и все остальное.
Комментарий из зала: Для Москвы это норма...
Это норма для всех крупных городов, не только для Москвы. Рабочее место участкового (это важно понимать) – опорный пункт. Эти «опорники», или «опорки» (в разных регионах они по-разному называются), обеспечиваются муниципальной властью, т.е. это не собственность МВД. Муниципальные власти или местная районная власть должны организовать опорный пункт. Целая история, как они все это организовывают и содержат. В крупных городах, достаточно успешных муниципалитетах, положение нормальное. В мелких городах – нет.
Мы бывали в городах, где рабочим местом участковых был отдел полиции.
То есть существует один «опорник», поскольку город небольшой, практики нет. Жителям удобнее дойти до отдела полиции, если есть какая-то проблема, чтобы тут же сразу подключился оперативник или еще кто-то, и т.д. Такие случаи редкость, это большое исключение.
Обычно в крупных городах у нас всегда есть опорный пункт. А это значит, что этот человек, на котором вся ответственность за эту территорию, любой вопрос, находится вне зоны контроля со стороны руководства. Поэтому надо завалить его всевозможной бумажной работой, чтобы он отчитывался о каждом своем шаге: что он сегодня сделал, куда он сходил. Он рапорты пишет не только по целому дню, а по каждому мероприятию может писать, очень много бумажной работы.
Обычно в отделе есть участковый, а чаще, если есть там женщина, то участковая, которая занимается гражданами, которые вышли по условно-досрочному освобождению. Их надо ставить на учет, контролировать и прочее: переписка с ФСИН, с колониями и т.д.
Это огромный объем бумажной работы и занимаются ею обычно женщины. Должность не освобожденная, обычно такую сотрудницу распределяют на очень благополучный административный участок, где мало что случается, где благополучное население. Сотрудница сидит в отделе, почти не появляется даже в «опорнике» и занимается исключительно перепиской насчёт условно-досрочно освобождённых и другого надзорного контингента и т.д. Остальные сотрудники взаимозаменяемы, это очень важно отметить.
Дело в том, что в некоторых низовых коллективах, когда один, два или три участковых работают в одном «опорнике», они могут даже распределять дела между собой: один, например, посещает психических больных и собирает документы, второй оформляет протоколы по линии ГИБДД и т.д. То есть один может исполнять определённый вид обязанностей за всех по всем трем административным участкам, которые эти 3 участковых обслуживают.
Чем они заняты? Я не буду подробно на этом останавливаться, всё есть в тексте исследования. Коротко: сбор, обработка информации о контингенте, ведение журнала, паспортов, выдача справок по запросу. Самый главный документ для них – паспорт на дом, паспорт на участок. То есть на каждый дом создается паспорт, в котором переписываются все, кто когда-либо попадал в поле зрения полиции. В принципе желательно, чтобы там были переписаны вообще все жители. И эти сведения участковые добывают во время обходов населения, о которых я расскажу далее.
В паспорте на участок фиксируется автотранспорт, зарегистрированный на территории, все владельцы оружия. Так называемый «контингент» – это не только те, кто стоят на учете в нарко- и алкодиспансерах или имели судимость или рецидивисты или психические больные, представляющие социальную опасность. Речь идёт зачастую о нормальных законопослушных людях: те же самые владельцы оружия, автомобилей. Раньше также регистрировали всех владельцев собак бойцовых пород, всех собак переписывали по кличкам.
Например, на случай: «Пошел, избил, он был с собакой».
Первым делом в такой ситуации оперативник побежит к участковому: «Так, какие у нас собаки, какие клички». Раскрывать-то надо. Некоторые участковые очень технически грамотны сейчас, они используют электронные средства: ведут свои какие-то базы (в Access, Excel и т.д.).
Всё это формально запрещено из-за закона о персональных данных, но им так удобнее искать, чем листать журнал. Но журнал должен быть, обязательно заполненный синей ручкой.
Далее, в обязанности участковых входит также работа по вызовам, поступающим материалам и заданиям других служб и ведомств. О том, что происходит при вызове, мы рассказали: поступает звонок в отдел полиции по 02. По каким-то неочевидным случаям, где нет преступления, направляют участкового (какой смысл туда сразу СОГ, следователя или дознавателя и с экспертом-криминалистом). Пусть сходит участковый и разберется. И патрульных туда звать не надо, потому что никого не убивают.
Участковый может пойти и провести задержание, доставить кого-то, для того чтобы дознаватель поговорил с гражданином, если тот сам не идет. Бывают также задания других служб. Участковый может сам в качестве дознавателя провести опрос, собрать материал для уголовного дела. Участковые, собственно этим и занимаются: собирают отказные материалы. Это очень важный факт, он отражён в таблицах в нашем исследовании.
5 000 000 отказных материалов, по нашим оценкам, собирают участковые. Это вообще не их работа. Они должны заниматься превенцией, профилактикой, знать свое население и помогать раскрывать преступления. Но они не обязаны делать работу дознавателя, не должны принимать никаких процессуальных решений. Именно этим, кстати, определяется нынешнее обязательное требование к участковым – иметь высшее юридическое образование: они принимают процессуальное решение – отказывают в возбуждении уголовного дела.
В обязанности участкового входит прием граждан: есть приёмные часы, в которые участковые обязаны находиться в «опорнике» или в кабинете, если опорные пункты в этом городе не практикуются.
Ещё одна обязанность – обход населения. Это практически ежедневная процедура. Проводятся разные кампании: сегодня мы обходим владельцев оружия, завтра владельцев автомобилей, дальше мы будем обходить по заданию военкомата всех призывников, чтобы вручить повестки, потом пойдем проверять психических больных и т.д. Это непрерывный процесс.
Ну и есть собственно основной контингент состоящих на учете, представители групп риска, которых надо проверять, работает - не работает, пьет - не пьет и т.д. Надо сказать, что по таким адресам, где бывают часто драки, и драки с оружием и поножовщиной, особенно к семейным дебоширам, инструкция запрещает участковым ходить по одному. Они должны ходить по двое, но я такого не видела. Иногда участковые говорят, что все-таки вызывают подмогу.
Могу описать случай из личного опыта, он есть в книге. Мы пошли в городе Казани задерживать семейного дебошира. Участковый позвонил, попросил: «Дайте мне патруль», чтобы правонарушителя сразу отвезли в отдел. Это был, правда, 2007 год. Ему ответили, что патрулей нет: «Веди к опорнику».
И вот мы идем: два наблюдателя, участковый, который невысокого роста, щупленький молодой паренек и солидной комплекции семейный дебошир. К нам подходили его собутыльники, пытаясь нас отговорить от задержания, а у участкового нет наручников. Мы спрашиваем, почему у него нет наручников. А он говорит: «Не купил еще». Хотя, как я уже отметила, это был 2007-й год.
Скачать презентацию (175,6 KБ)
Смотреть фотоотчет с мероприятия