Декларация открытости

 

 

Иван Бегтин, ibegtin@infoculture.ru

NGO «Informational Culture» http://infoculture.ru

Основные положения

Декларация Открытости Полиции – это обращение к руководству страны, главам правоохранительных органов, организациям гражданского общества. Декларация призывает к большей открытости правоохранительных органов, в частности полиции, и большей вовлеченности граждан в целом. Деятельность полиции всегда находится в центре общественного внимания в виду её высокой значимости в сохранении общественной стабильности, поддержания высокого уровня доверия граждан к государственным институтам, обеспечения общественной безопасности и, соответственно, устойчивого развития общества. Открытость власти является приоритетом развития общества в современном мире. Открытость полиции, являющейся общественным институтом, позволит изменить отношение общества к деятельности правоохранительных органов, повысить уровень доверия и установить долгосрочный открытый диалог с гражданским обществом.

Декларация освещает следующие вопросы:

  • Распространение культуры открытости: Полиция является общественным институтом, и, соответственно, вся сформированная и аккумулированная информация принадлежит обществу. Наиболее эффективно информация о деятельности полиции может использоваться гражданами только в контексте культуры широкой открытости. Правоохранительные органы должны разрабатывать нормативно-правовую базу, которая способствует распространению и пропаганде культуры открытости, например, законы и другие нормативные документы, поощряющие активность гражданского общества. Более того, полиция, совместно с другими государственными и общественными институтами, должна обеспечить эффективную реализацию законов, которые гарантируют открытость и прозрачность правоохранительной информации посредством общественного наблюдения и предоставления легитимных средств, позволяющих гражданам реализовывать их права на доступ к публичной информации. Полиция должна обеспечивать вовлечение граждан и гражданского общества в деятельность государства, поддерживая программы обучения граждан, взаимодействуя с НКО и уважая права граждан на получение полной, аккуратной и своевременной правоохранительной информации.
  • Создание среды для открытого диалога: Не только информация о деятельности полиции должна быть доступна обществу, также необходимы последовательные усилия по вовлечению граждан и организаций гражданского общества в открытый диалог с полицией и другими государственными институтами, ответственными за правоохранительную сферу. Полиция должна на регулярной основе проводить консультации с гражданами по вопросам собственной деятельности, осуществлять сбор идей, пожеланий, петиций и отдельных обращений, а так же формировать публичные отчеты о своей деятельности. Диалог должен включать использование современных цифровых инструментов, в том числе социальные сети. Необходимо проводить публичные лекции и семинары.
  • Обеспечение прозрачной и понятной деятельности полиции: Полиция должна принять регламенты, которые обеспечивают полную прозрачность и открытость правоохранительной информации. Правоохранительная информация – это:

-         информация, созданная в процессе подготовки и непосредственному выполнению функций по обеспечению общественной безопасности органами правопорядка

-         подробная криминальная статистика с высокой степенью детализации

-         адреса и контакты отделений полиции и участковых

-         информация о дорожных нарушениях

-         планы установки дорожных знаков и перекрытия дорог

-         способы коммуникации с органами полиции и др.

Дополнительно органы полиции должны предоставлять информацию о собственном управлении и администрировании, так же как информацию о бюджетах, закупках, торгах по имуществу, доходах руководства.

  • Обеспечение электронного доступа и анализ информации о полиции: Веб-сайты органов правопорядка имеют ключевое значение в коммуникации с гражданами даже в обществах с невысоким проникновением интернета. Предоставление доступа к информации о полиции способствует её широкому распространению в гражданском обществе. Информация о деятельности полиции должна публиковаться он-лайн в структурированных и открытых форматах, которые позволяют гражданам использовать широкий набор инструментов для повторного использования этой информации. Информация должна быть увязана ссылками и доступна легкому поиску через свободное программное обеспечение. В то же время, на веб-сайтах органов правопорядка должны быть созданы интерактивные инструменты для вовлечения граждан и предоставлены сервисы по предупреждению, в том числе и для мобильных устройств. Информация должна быть пригодной для единичного и массового скачивания, чтобы граждане могли создавать собственные инструменты для анализа на основе информации о деятельности полиции. Полиция должна облегчать технологические барьеры по использованию информации о собственной деятельности и должна гарантировать конфиденциальность гражданам, имеющим доступ к этой информации.

I. ПРЕАМБУЛА

Выполняя одну из важнейших государственных функций в жизни общества, сильная, доступная и ответственная полиция является ключом к демократизации.

Открытость полиции позволяет правоохранительным органам создавать среду открытого диалога с гражданами и, таким образом, обеспечивать высокий уровень доверия со стороны граждан, привлекая широкое внимание к вопросам общественной безопасности и вовлекая граждан в совместный поиск решений проблем.

Права граждан на участие в государственном управлении и доступ к информации, включая информацию о деятельности полиции, являются фундаментальными правами, признанными международными соглашениями о правах человека - открытость информации о деятельности полиции является безусловным ключевым элементом демократического государства.

Цифровая эра фундаментально изменила контекст общественного использования информации о деятельности полиции. Как элемент ответственного управления правоохранительные органы используют технологии, по предоставлению данных и вовлечению граждан в процесс обеспечения общественной безопасности.

Потребность в открытости полиции дополняется потребностью в открытости власти. В настоящее время 55 правительств, как часть Open Government Partnership, работают над национальными планами действий по распространению прозрачности, вовлечению граждан, а так же по борьбе с коррупцией и противодействию законам, препятствующим доступу к государственной информации. Для улучшения управления они используют новые технологии.

Растущее число организаций гражданского общества, осуществляющих гражданский контроль и мониторинг, ищут возможность активно влиять на увеличение демократической ответственности органов правопорядка, и требуют доступа к информации, собираемой органами правопорядка, для эффективного выполнения своей миссии. Существует множество примеров взаимодействия между органами власти и организациями гражданского мониторинга, что подтверждает успешность взаимодействия по открытости информации

Организации общественного контроля, мониторинга и поддержки призывают правоохранительные органы, включая полицию, работать совместно в полной приверженности следующим принципам открытости:

II. Распространение культуры открытости

  1. Общественное владение информацией о деятельности полиции: Информация о деятельности полиции принадлежит обществу; любые исключения или ограничения этого принципа должны быть исчерпывающе определены законом.
  2. Распространение культуры открытости через законодательство и внутренние регламенты: Полиция обязана устанавливать правила внутренних процедур и кодексов поведения, которые гарантируют права общества на доступ к информации о деятельности полиции и определяют порядок взаимодействия органов полиции с гражданами и институтами гражданского общества.
  3. Распространение гражданского образования: Полиция несет ответственность за активное распространение гражданского образования и просвещения (особенно среди молодежи) по теме собственной деятельности в обществе через вовлечение в дискуссии, облегчающие понимание роли органов правопорядка в обществе, их правил и процедур, принципов работы, функций и обязанностей сотрудников полиции. Для эффективного использования всеми гражданами независимо от уровня образования и жизненного опыта, информация о деятельности полиции должна быть изложена “простым языком”
  4. Поощрение участия граждан: Полиция несёт ответственность за активное вовлечение граждан и гражданского общества в процессы реформирования правоохранительных органов: сбор идей и предложений в целях эффективного выполнения своих функций и соблюдения интересов граждан. Вне зависимости от половой принадлежности, расы, национальности, возраста, языка интеллектуального и физического статусов, политических убеждений.
  5. Поощрение энергичного гражданского общества: Полиция несёт ответственность за поощрение развития активного, заинтересованного и энергичного гражданского общества. Это способствует защите прав и свобод граждан, поддержанию правопорядка и общественной безопасности. Задача полиции - поддержка свободы действий подобных организаций гражданского общества, которые работают с фокусом на функции и задачи органов правопорядка.
  6. Обеспечение мониторинга за деятельностью полиции. Полиция должнапризнавать право и обязанность граждан и средства массовой информации осуществлять мониторинг правоохранительных органов власти. Полиции необходимо консультироваться с обществом в целом и гражданскими организациями в частности, для развития эффективного мониторинга и снижения барьеров по доступу к информации о деятельности полиции
  7. Предоставление лучшего опыта:Представители полиции должны активно участвовать в международном и региональном обмене лучшим опытом с представителями правоохранительных органов, экспертным сообществом и гражданскими организациями других стран и регионов для большей открытости и прозрачности информации о деятельности полиции, улучшения использования информации и коммуникационных технологий

  8. Предоставление гарантий рассмотрения юридических обращений: Полиция должна устанавливать нормы для обеспечения эффективного доступа граждан к отправке юридических и судебных обращений в случаях, когда доступ к информации о деятельности полиции является спорным. Должны быть разработаны процедуры, четко и ясно описывающие обжалования отказов в предоставлении информации.
  9. Предоставление полной информации: Информация о деятельности полиции, доступная обществу, должна быть максимально полной, отражать полностью функции полиции, за исключением специальных условий, определяемых законом и внутренними регламентами.
  10. Своевременное предоставление информации: Информация о деятельности полиции должна предоставляться обществу своевременно. В качестве общего правила информация должна предоставляться в реальном времени, а в случаях, когда это невозможно, информация о деятельности полиции должна публиковаться, как только она появляется внутри органа власти.
  11. Обеспечение точности информации: Полиция должна контролировать процесс сохранения официальных записей и гарантировать, что данные, публикуемые для общества, точны. В качестве общего правила информация должна храниться в цифровом виде и сохраняться без каких-либо ограничений по срокам хранения.

III. СОЗДАНИЕ СРЕДЫ ДЛЯ ОТКРЫТОГО ДИАЛОГА

  1. Создание действенных механизмов быстрого реагирования на обращения граждан: Полиция должна предпринимать разумные и последовательные усилия по реагированию на обращения граждан наиболее оперативным и содержательным образом.
  2. Обеспечение сбора идей и предложений: Полиция должна обеспечивать сбор идей и предложений от граждан по деятельности полиции, касающейся оперативной работы и дальнейшего развития. Идеи и предложения должны быть рассмотрены публично и лучшие должны применяться на практике.
  3. Организация двухсторонних коммуникаций: Коммуникации с гражданами не могут носить односторонний характер от полиции к гражданам. Полиция должна выстраивать устойчивые двусторонние отношения, когда любые инициативы могут иметь обратный отклик и чуткую реакцию в спорных случаях.
  4. Регулярные публичные консультации с общественными организациями: Общественные организации обеспечивают независимый взгляд на деятельность полиции. Органы полиции не должны игнорировать позицию общественных организаций и должны принимать все разумные и последовательные меры в организации публичных консультаций с НКО, учитывая их опыт.

 IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЗРАЧНОЙ И ПОНЯТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ

  1. Принятие норм прозрачности правоохранительных органов: Прозрачность правоохранительных органов регулируется национальными и внутриведомственными нормативно-правовыми документами. Полиция должна обеспечивать открытость, принимая собственные нормы прозрачности, осуществлять аудит этих норм, в том числе с помощью общественных организаций. В рамках полномочий, полиция должна вводить нормы прозрачности подчиненных и регулируемых ею организаций.
  2. Предоставление информации о роли органов полиции и её функциях: Доступность информации о роли полиции, структуре всех правоохранительных органов, их полномочий, функций, прав и обязанностей является важным элементом прозрачности и понятности полиции для граждан. Задача полиции - обеспечивать доступность и понятность подобной информации, её наглядное донесение до широкой аудитории.
  3. Предоставление информации о руководстве и рядовых сотрудниках органов полиции: Информация о руководстве и рядовых сотрудниках органов полиции позволит гражданам и общественным организациям, при необходимости, связаться с представителями полиции. Задача полиции - обеспечивать публичность информации обо всех сотрудниках, взаимодействующих с гражданами, включая участковых.
  4. Предоставление информации о хозяйственной деятельности органов полиции: Полиция, как и другие органы власти, регулируется национальными и внутриведомственными нормативными документами, в которых отражена необходимость обеспечения прозрачности внутренней хозяйственной деятельности. Например, в части размещения государственных закупок, торгов по государственному имуществу, конкурсах на замещение вакантных должностей и т.д. Доступность и систематизированность этой информации является необходимым условием обеспечения общественного контроля и надзора за деятельностью полиции, давая возможность определять лучшее и предупреждать худшее. Помимо информации о хозяйственной деятельности, также необходимо предоставлять и систематизировать данные, аккумулируемые в других государственных информационных системах, затрагивающих хозяйственную деятельность полиции.
  5. Информирование граждан о резонансных преступлениях: Информация о резонансных преступлениях, безусловно, касается широких слоёв населения, и общество вправе располагать актуальной информацией о расследовании и итоговом наказании преступников по резонансным преступлениям. Органы полиции должны обеспечивать удобство работы с этой информацией, вводя внутренние регламенты её раскрытия для представителей СМИ и рядовых граждан.
  6. Информирование и привлечение граждан к разработке нормативных документов и их подготовительному анализу: Народная экспертиза нормативных документов полиции является общепринятой практикой в мире. Она проводится с целью антикоррупционного анализа и предотвращения наиболее серьезных ошибок при последующем принятии нормативных документов. Полиция должна обеспечить народную экспертизу, как минимум, ключевых проектов документов, а по возможности, всех документов вообще.
  7. Предоставление детализированной криминальной статистики: Граждане имеют право располагать исчерпывающими сведениями об уровне безопасности в их районе/селе/квартале и другой локализованной местности для того, чтобы принимать обоснованные решения о качестве работы полиции и безопасности собственного проживания. Задача полиции - обеспечить доступность подробной криминальной статистики, как минимум, с детализацией до муниципальных районов, а в дальнейшем до уровня отделений полиции. Статистика должна предоставляться за максимально возможное число лет по месяцам и в разрезах по различным преступлениям.
  8. Информирование и привлечение граждан к реформе правоохранительных органов: Реформа правоохранительных органов, в том числе структуры, функций, прав и обязанностей полиции, не может проходить без вовлечения широких слоев населения. Полиция должна не только информировать граждан о ходе реформ доступным способом, но и обеспечивать обратную связь с гражданами, используя инструмент народной экспертизы предпринимаемых в процессе реформ усилий.
  9. Публикация публичных отчетов, стенограмм или записей заседаний общественных советов и коллегий: Деятельность общественных советов и коллегий правоохранительных органов должна быть прозрачной и подотчетной гражданам. Во всех случаях, за исключением явно предусмотренных законом, должны раскрываться публичные отчеты о заседаниях и результатах действий общественных советов, раскрываться полные тексты стенограмм заседаний, аудио и видеозаписей.
  10. Публикация отчётов руководства правоохранительных органов или отчётов, созданных для них: Публичные отчеты руководства полиции и отчеты, созданные для них сторонними организациями, представляют интерес для всех граждан. Задача полиции - предпринимать меры по публикации для граждан отчётов в полном объеме.
  11. Предоставление информации о бюджете: Информация о бюджете полиции является критически необходимой для осуществления общественного контроля её деятельности. Наличие этой информации предоставляет возможности для СМИ, общественных организаций и рядовых граждан акцентировать внимание на случаях необоснованных расходов, и быть уверенными в том, что деньги налогоплательщиков тратятся наиболее разумным образом, что финансирование полиции осуществляется в необходимом и достаточном объеме. Органы полиции должны предоставлять информацию о собственных бюджетах для широкой общественности в форматах, пригодных, как для наглядного просмотра информации, так и для автоматического анализа, т.е. в машиночитаемых форматах. Информация о бюджетах должна публиковаться в полном объеме, за исключением случаев, предусмотренных законом и ограничивающих раскрытие данной информации.
  12. Раскрытие информации об имуществе и обеспечение честности сотрудников: Доверие к полиции обеспечивается, в том числе, доверием к отдельным сотрудникам, что повышает уверенность граждан в том, что сотрудники полиции не используют собственное положение для незаконного обогащения. Раскрытие информации об имуществе ключевых сотрудников полиции позволяет формировать уровень доверия со стороны общества, необходимый для конструктивного взаимодействия между полицией и гражданами. Полиция должна не только публиковать сведения об имуществе и прилагаемых мерах по обеспечению честности сотрудников полиции, но и предоставлять эту информации наиболее доступным и наглядным образом, пригодным для поиска, навигации и независимого аудита. Задача полиции - обеспечить контроль достоверности сведений, предоставленных собственными сотрудниками, проверяя её максимально тщательно. Полиция должна публиковать публичные отчеты о достоверности сведений в сети Интернет.
  13. Предоставление доступа к исторической информации: Историческая информация о деятельности органов полиции имеет не только архивную ценность, но и позволяет гражданам и общественным организациям обоснованно судить о качестве усилий, предпринимаемых правоохранительными органами в обеспечении общества историческими данными. Полиция (в прошлом милиция) накапливает информацию о собственной деятельности, начиная с момента создания, в рамках существовавших систем учета. Должны быть предприняты все разумные усилия в предоставлении гражданам исторической информации, включая детальные сводки, криминальную статистику, новостную и событийную информацию, информацию по резонансным преступлениям прошлых лет.

 V. УПРОЩЕНИЕ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ

  1. Обеспечение доступности полиции с помощью спектра информационных ресурсов: Далеко не все граждане имеют возможность для доступа к информации о деятельности полиции через сеть Интернет, в свою очередь, в сети Интернет существует широкий спектр более привычных для граждан каналов предоставления информации, чем сайты органов власти. Задача полиции - обеспечить доступность через разнообразные каналы – собственные веб-сайты, социальные сети, колл-центры, специализированные терминалы и т.д.
  2. Гарантированный доступ к информации для журналистов:Доступ журналистов к правоохранительной информации – это один из важнейших элементов формирования гражданского общества. В силу выполняемых общественных функций журналисты должны иметь право на своевременное и полное получение ключевой информации о деятельности полиции, новостной и событийной информации и информации о резонансных преступлениях. Полиция должна обеспечить исчерпывающие, ясные и четкие требования к собственным сотрудниками по предоставлению информации журналистам, и предоставлять возможность обжалования случаев отказа в предоставлении информации.
  3. Использование “простого языка”: Понятность официального языка, ясность изложения бюрократических терминов рядовым гражданам, наглядное отображение функций правоохранительных органов – это все является залогом взаимопонимания полиции и граждан, чью безопасность они обеспечивают. Полиция должна предпринимать системные и последовательные усилия в донесении собственной информации, включая тексты нормативных документов, на простом и понятном большинству граждан языке.
  4. Гарантия бесплатного доступа: Информация, предоставляемая органами полиции гражданам, должна публиковаться без взимания какой-либо платы.

VI. ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ЭЛЕКТРОННОГО ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ И АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ

  1. Поддержание веб-сайтов органов полиции: Веб-сайты организаций – это один из наиболее эффективных способов донесения информации до максимально широкого числа граждан. Даже граждане, не имеющие постоянного выхода в сеть Интернет, могут получить информацию в местах коллективного доступа. Задача полиции - обеспечить на собственных веб-сайтах раскрытие информации о своей деятельности, а также обеспечить создание веб-сайтов или отдельных веб-страниц на всех уровнях вплоть до отделений полиции.
  2. Предоставление информации в открытых машиночитаемых форматах: Доступность информации для общественного контроля и создания проектов, нацеленных на общественное благо, напрямую зависит от форматов, в которых публикуется информация. Использование открытых форматов, допускающих последующую машиночитаемую обработку данных, позволяет в дальнейшем наглядно представлять эти данные широкой общественности, и создавать общественные проекты в виде цифровых инструментов. Полиция должна учитывать это направление развития общественных интересов и предоставлять информацию о собственной деятельности, в том числе, в виде открытых данных.
  3. Обеспечение пригодности данных для повторного использования: Информация, публикуемая полицией, становится востребованной, когда ей начинают пользоваться, как рядовые граждане, так и общественные и коммерческие организации, создающие на основе государственной информации собственные проекты и инициативы. Необходимо обеспечить диалог с организациями, готовыми к повторному использованию опубликованных данных и обеспечить раскрытие данных в удобных для дальнейшей работы форматах.
  4. Снижение технологических барьеров: В современном мире технологии - это не только универсальные решения проблем с доступностью информации, но и, при неподготовленном использовании, технологические препятствия на пути получения информации гражданами. Технологические барьеры возникают тогда, когда нет системных усилий по доступности информации, как через мобильные устройства, так и с использованием операционных систем, отличных от наиболее распространенных. Полиция должна прилагать все разумные усилия по снижению технологических барьеров для предоставления информации гражданам.
  5. Гарантия защиты частной жизни граждан: Защита частной жизни и работа с персональными данными – это вопросы, требующие пристального внимания всех общественных институтов. Полиция должна обладать собственной политикой в обеспечении защиты частной жизни граждан, как в части сокрытия персональных данных согласно закону, так и при публикации данных в случаях, когда это необходимо для обеспечения общественной безопасности.
  6. Продвижение простых и стабильных механизмов поиска информации: Гражданам необходим максимально быстрый и понятный механизм поиска информации о деятельности полиции. Этот механизм должен быть удобными и охватывать всю официальную информацию о деятельности полиции.
  7. Связывание информации о деятельности полиции гиперссылками: Информация, публикуемая на веб-сайтах полиции о её деятельности должна быть связана гиперссылками со всеми релевантными материалами.

Скачать "Декларация открытости полиции" (139,5 KБ)