Функции полиции и численность полицейских
Определение функций полицейских может существенно различаться в разных странах. Практически всегда категорию «полицейская деятельностью» формируют криминальная полиция, дорожная и патрульная полиция. Именно эти три вида деятельности рассматриваются как полицейские в России и, следовательно, на их основании рассчитывается численность полицейских сил в России.
Во многих странах в число полицейских входят также пограничные службы (исключение — Россия, Литва, Польша, Великобритания, Финляндия и Швеция). В число полицейских могут также входить сотрудники внутренней безопасности, судебная полиция (приставы), налоговая полиция, резервисты и некоторые другие категории сотрудников правоохранительных органов. С другой стороны, в России в число полицейских не входят внутренние войска, которые де-факто выполняют полицейские функции.
Большинство европейских стран используют единую методику подсчета числа полицейских и включают все категории полицейских: уголовную полицию, дорожную полицию, пограничную полицию, жандармерию и муниципальную полицию; в число полицейских не включаются: сотрудники таможни, налоговой полиции, военной полиции, секретных служб и стажеры. В неевропейских странах по-другому определяют «полицейских сотрудников». К полицейским относят сотрудников, функция которых состоит в предотвращении, обнаружении и расследовании преступлений (исключая технический персонал и секретарей).
Согласно Указу Президента РФ №252 от 01.03.2011 предельная штатная численность органов внутренних дел Российской Федерации (без персонала по охране и обслуживанию зданий), финансируемая за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, установлена в количестве 1 106 472 единиц (без внутренних войск), в том числе сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации — 907630 человек, из них сотрудников полиции — 782 106 человек.
Российская полиция одна из самых крупных в Европе и мире. Численность полиции в России сегодня составляет 547 полицейских на 100 тысяч жителей. В развитых странах (Западная Европа и США) численность полиции находится в интервале 155–370 на 100 тысяч; в среднеразвитых (южная и центральная Европа) этот показатель составляет 200–450 сотрудников на 100 тысяч населения. Более многочисленная, чем в России, полиция только в Беларуси (813). Среднемировой показатель — 300 полицейских на 100 тысяч жителей.
Бюджетные расходы на одного полицейского составляют в России 20,4 тыс. долларов. Для сравнения, в развитых странах этот показатель составляет от 74,2 (Франция) до 247,2 (Норвегия) тысяч долларов; в среднеразвитых — от 25,3 (Болгария) до 80,2 (Эстония) тысяч долларов на одного полицейского.
На обеспечение функции безопасности Россия тратит до 3% ВВП, что включает расходы на полицию, суды, пенитенциарную систему и пожарную службу. В высокоразвитых и среднеразвитых странах этот показатель находится в диапазоне от 0,5% до 1,6%.
В сопоставлении с другими странами российская полиция сегодня является практически самой многочисленной, крайне плохо финансируемой в пересчете на одного полицейского (и поэтому слабо оснащенной), но не самой дешевой для национальной экономики.
Сопоставление результативности полиции в разных странах, измеряемое по числу тяжких преступлений, доверия полиции и международным индексам порядка и безопасности, относит российскую полицию к числу наименее результативных. В сочетании с высокой численностью и значительной нагрузкой на экономику это позволяет говорить об очень низком уровне эффективности российской полиции.
(По данным Института проблем правоприменения, источник – Исследование механизмов работы правоохранительной системы: Правоохранительная деятельность в России: структура, функционирование, пути реформирования. Часть вторая, главы 4, 5. Российская полиция в сравнительной перспективе: национальные модели и опыт реформ).