МВД России подготовило проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», на данном этапе уведомление о его разработке размещено на Федеральном Портале проектов нормативных правовых актов.
Законопроект подготовлен во исполнение поручения Правительства Российской Федерации и предлагает внести ряд изменений в целях устранения пробелов правового регулирования и решения других проблем, выявившихся в ходе практической работы правоохранительных органов при проведении государственной геномной регистрации.
Данные меры направлены на повышение эффективности использования геномной информации при расследовании преступлений. На сегодняшний день обязательной государственной геномной регистрации подлежат лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, неустановленные лица, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий, а также неопознанные трупы.
В целях повышения эффективности работы по раскрытию и расследованию преступлений и ведения профилактической работы по предупреждению преступлений проект расширяет перечень лиц, подлежащих обязательной государственной геномной регистрации, за счет лиц, осужденных и отбывающих наказание за совершение преступлений, а также ранее отбывших наказание за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, но не прошедшие обязательную государственную геномную регистрацию, и лиц, подозреваемых в совершении преступления, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному аресту. Законопроектом уточнены основания для проведения обязательной государственной геномной регистрации указанных категорий лиц.
Правоприменительная практика показала, что должностные лица, уполномоченные на получение биологического материала, сталкиваются с отказами в его получении. Для снятия возникающих вопросов проект определят государственную геномную регистрацию как обязательную для перечисленных категорий и предполагает, в том числе, принудительное получение биологического материала.
Также предлагается дополнить Федеральный закон преамбулой, раскрывающей цель его принятия, основные направления правового регулирования. Так, в частности, определяется, что геномная информация является биометрическими персональными данными, поскольку она представляет собой сведения, характеризующие биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные).
Уточняются цели государственной геномной регистрации. Ранее подробное изложение отсутствовало, что давало возможности для достаточно широкой трактовки, и в свою очередь порождало опасения в недостаточном обеспечении защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Проект предлагает исключить из субъектов добровольной государственной геномной регистрации учреждения судебно‑медицинской экспертизы, входящие в государственную систему здравоохранения. В соответствии с пунктом 27 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возложена обязанность проведения государственной геномной регистрации. В настоящее время в 48 территориальных подразделениях МВД России работают лаборатории по исследованию ДНК. Соответственно, видится логичным возложение проведения добровольной государственной геномной регистрации на подразделения органов внутренних дел Российской Федерации, к компетенции которых относится указанный вид деятельности.
Кроме того, проект упорядочивает механизм формирования тарифов оказания данной госуслуги, а также наделияет правом проведения обязательной государственной геномной регистрации подразделения Следственного комитета Российской Федерации.
Проведение обязательной государственной геномной регистрации неустановленных лиц, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий, неопознанных трупов, а также лиц, подозреваемых в совершении преступлений, обвиняемых в совершении преступлений, по которым геномная информация получается в подразделениях Следственного комитета Российской Федерации, к компетенции которых относится указанный вид деятельности позволит снизить расходы федерального бюджета и оптимизировать сам процесс государственной геномной регистрации.
В целом, реализация законопроекта позволит повысить эффективность использования геномной информации в работе правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступлений, и, вместе с тем, повлечет за собой выделение дополнительных ассигнований из федерального бюджета.