Военная полиция много на себя не возьмет
Проект Анатолия Сердюкова подвергся кардинальной переработке
Во внесенном президентом Владимиром Путиным в Госдуму законопроекте "О военной полиции" полномочия военной полиции урезаны. Документ, первоначальный вариант которого был подготовлен при экс-министре обороны Анатолии Сердюкове еще год назад, при нынешнем министре Сергее Шойгу был кардинально переработан: военная полиция больше не претендует на проведение оперативно-разыскных и следственных мероприятий. Ранее против наделения военной полиции этими функциями выступали Следственный комитет и ФСБ. Новый вариант, по данным "Ъ", с ними согласован.
Законопроект призван уточнить положения Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Для этого предлагается внести изменения в законы "О статусе военнослужащих" и "Об обороне": первые должны определить полномочия военных полицейских при исполнении служебных обязанностей, вторые — уточнить предназначение военной полиции. Начальникам военной полиции предложено дать функции дознания, изменив статьи Уголовно-процессуального кодекса, а полномочия по исполнению наказаний в отношении военнослужащих уточнятся поправками в Уголовно-исполнительный кодекс.
В документе говорится, что военная полиция должна обеспечивать дисциплину в гарнизонах, безопасность дорожного движения, устанавливать местонахождение военнослужащих, находящихся в розыске, а также осуществлять охрану военных объектов — эти положения войдут в статью 25.1 закона "Об обороне". Военная полиция также будет круглосуточно нести патрульную, гарнизонную и караульную службы, что позволит военнослужащим не отвлекаться от процесса боевой подготовки.
Полномочия, которыми Сергей Шойгу предложил наделить военную полицию, отличаются от тех, на которых настаивал Анатолий Сердюков. Год назад Минобороны предлагало дать военным полицейским оперативно-розыскные функции с правом возбуждения уголовного дела, разрешить расследовать преступления небольшой и средней тяжести. Более того, в первой версии законопроекта военные полицейские могли участвовать в контртеррористических операциях и пресечении массовых беспорядков, а в отдельных случаях — оцеплять не только военные, но и гражданские объекты ("Ъ" писал об этом 10 октября 2012 года).
Однако идея создания подконтрольной министру обороны спецслужбы вызвало недовольство силовиков. По словам источника "Ъ", близкого к прежнему руководству Минобороны, негативные отзывы на законопроект были получены, в частности, от Главной военной прокуратуры и Следственного комитета. В ноябре 2012 года начальник главного военного следственного управления Александр Сорочкин объявил, что право военной полиции проводить оперативно-разыскные и следственные мероприятия вызывает много вопросов. Однако главным противником создания военной полиции в таком виде, по словам собеседника "Ъ", выступала ФСБ. "Чекисты опасались, что с появлением этой структуры эффективность работы военной контрразведки упадет в разы",— говорит высокопоставленный чиновник Минобороны. По данным "Ъ", Анатолий Сердюков был готов пойти на конфликт с силовиками, отстаивая идею наделения военной полиции максимальными полномочиями. Но реализовать этот проект ему помешали события вокруг "Оборонсервиса", которые привели к отставке министра.
Первоначальный вариант законопроекта дорабатывался и сокращался по поручению Сергея Шойгу почти год. Как уточнил вчера источник "Ъ" в аппарате министра, к 20 ноября военные полностью согласовали документ с ведомствами "силового блока". 22 ноября вице-премьер, глава аппарата правительства Сергей Приходько в своем заключении написал, что "правительство проект федерального закона поддерживает".
Зампред комитета Госдумы по обороне Франц Клинцевич ("Единая Россия") заявил вчера "Ъ", что фракция законопроект поддержит. "Военная полиция в вооруженных силах нужна, свобода в армии сейчас приводит к проблемам",— сказал он, отметив, что проект, подготовленный господином Сердюковым, вызывал много вопросов. "Он вообще предлагал сделать из военной полиции спецслужбу над спецслужбами",— подчеркнул единоросс.
Сергей Горяшко
Иван Сафронов
Источник: http://kommersant.ru/doc/2359625
Газета "Коммерсантъ" №223 от 04.12.2013