Как выяснили «Известия», средний размер взятки, получаемой чиновниками в России, вырос по сравнению с 2014 годом в два раза. Если год назад средний размер взятки и коммерческого подкупа составлял 109 тыс. рублей, то сейчас это уже 208 тыс. рублей. Такие данные предоставили «Известиям» в МВД. Эксперты уверены, что средний рост взятки в России вырос из-за сильной волатильности валют и инфляции.
Полицейские признаются, что их расчеты весьма приблизительны.
— Специалисты Главного информационного аналитического центра (ГИАЦ) МВД РФ суммируют количество возбужденных уголовных дел по статье УК РФ «Взятка», например за полгода, а потом делят это количество на общую сумму взяток, которые фигурируют в возбужденных уголовных делах за этот период, — рассказывают полицейские.
Член Общественной палаты РФ Дмитрий Чугунов считает, что причина такого роста — валютные скачки: коррупционеры предпочитают брать в долларах и евро.
— Если в первой половине 2014 года при курсе доллара 35 рублей средняя сумма взятки была 100 тыс. рублей, то в первой половине 2015 года при курсе 55 рублей за доллар сумма взятки составила уже 200 тыс. рублей. Это объясняется тем, что чиновники привыкли брать взятки в долларах или привязывать их рублевый эквивалент к курсу ЦБ, — предполагает общественник.
Председатель Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов считает, что высчитать средний размер взятки в России просто невозможно.
— Мы с коллегами пытались делать свои расчеты, но потом поняли, что это просто невозможно, так как данный вид преступления латентен и поэтому все расчеты будут некорректны, — говорит председатель НАКа.
С ним согласен юрист Роман Вернега. По его словам, точного количества людей, которые давали или брали взятки в России, выяснить невозможно.
— Это связанно с тем, что данные преступления латентны, так как выгодны дающему взятку и тому, кто ее получает. Как говориться, нет потерпевшего, нет и заявителя, а значит, нет и уголовного дела, — утверждает Вернега. Как отмечает юрист, при этом единственная возможность зафиксировать и раскрыть такие преступления — это сотрудничество с правоохранительными органами человека, дающего взятку, или того, у которого ее вымогают.
В то же время Кабанов уверен, что по-настоящему бороться с коррупцией в России начнут тогда, когда все правоохранительные органы от МВД до Генеральной прокуратуры станут реально выполнять президентский указ «О Национальном плане противодействия коррупции», а не декларировать его на различных совещаниях. В самих правоохранительных органах не скрывают, что взяточничество приняло в России масштабы национального бедствия. По подсчетам экспертов, ежегодный ущерб экономике России от взяток составляет сотни миллионов долларов.
На днях представители Генеральной прокуратуры отметили сокращение числа выявляемых фактов коррупции, однако позитивная динамика наблюдается только по выявленному числу лиц, дающих взятки. Такое заявление на коллегии Генпрокуратуры, посвященной итогам работы в первом полугодии 2015 года, сделал первый заместитель генпрокурора РФ Александр Буксман.
В своем докладе он отметил, что это ненормально, когда в сфере борьбы с коррупцией в этом году выросло лишь выявление количества взяткодателей, а никак не числа получателей мзды.
Количество выявленных преступлений коррупционной направленности, отметил Буксман, сократилось в первом полугодии на 4%.
— При этом статистика вновь фиксирует рост — на 21% — количества преступлений, связанных с дачей взятки. При этом количество выявленных преступлений более опасных — получение взятки — в 40 субъектах РФ уменьшилось резко, — заявил он.
Между тем эксперты, с которыми поговорили «Известия», признаются, что чаще всего применяются методы прямого или опосредованного подкупа судей, свидетелей, потерпевших. Многие дела закрываются как раз тогда, когда свидетели на суде полностью меняют свои показания, отказываются от того, что говорили во время следствия. В итоге полностью может поменяться картина преступления, а обвиняемые могут быть отпущены на свободу из-за отсутствия состава преступления, недоказанности совершенных деяний.
— Во многом коррупцию в правоохранительной системе породили мы сами, — признается «Известиям» один из столичных адвокатов. — Ни для кого не секрет, что многие коллеги часто выполняют роль посредника между клиентом и следователем или судьей.
Согласно социологическому опросу, проведенному фондом «Общественное мнение» (ФОМ) в начале этого года, две трети россиян — 66% — полагают, что коррупция в нашей стране высока, однако это на 14 пунктов ниже показателя марта 2012 года. При этом о низком уровне коррупции в России говорят 20% опрошенных (2 года назад таковы мнения придерживались 12% опрошенных жителей). Эксперты отмечают, что значительно реже люди стали говорить, что коррупция растет, и чаще — что ее уровень не меняется.
Осуждают тех, кто берет взятки, 61% россиян (в марте 2012 года этот показатель составлял 67%), 29% относятся к ним без осуждения. Тех, кто дает взятки, осуждают 42% жителей России, не осуждают 45% наших сограждан.
Интересно отметить, что более половины россиян согласились с тем, что почти каждый человек будет брать взятки, если ему будут их давать. С утверждением, что почти никто не откажется, в случае если взятка будет предложена, выразили согласие 51% жителей нашей страны. Большинство респондентов (72%) заявили, что никогда не давали взятку, оставшиеся 23% подтвердили, что такие случаи у них бывали.
Специалисты из Всероссийского центра изучения общественного мнения выяснили, что 80% россиян считают степень распространения коррупции в обществе высокой. 39% считает коррумпированными представителей региональных властей, 27% — сотрудников ГИБДД, 19% — врачей и 18% — представителей судебной системы.
Согласно данным судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2014 году среди осужденных за коррупционные преступления 44% составили государственные и муниципальные служащие, 23% — работники правоохранительных структур, 12% — сотрудники сферы образования.