Ждет ли нас всеобщая чипизация, которая позволит полиции идентифицировать преступные намерения человека до момента правонарушения? Должен ли современный работник правоохранительных органов иметь образование в области информационных технологий? Как расследовать преступление, совершенное в киберпространстве, и приобщать к обычному уголовному делу цифровые следы?
В разговорах о будущем вопросов всегда больше, чем ответов. Ясно одно: технологический бум рано или поздно приведет к тому, что традиционные институты общественной безопасности примут какие-то новые, непривычные для нас формы. Обсудить эти изменения на мероприятии, организованном ЦСР совместно с Всероссийским научно-исследовательским институтом МВД, собрались эксперты и представители различных правоохранительных органов (МВД, ФСО, прокуратуры и других).
Председатель совета директоров компании WikiVote Василий Буров выделил главные предпосылки этих изменений. Во-первых, это уникальное в истории человечества состояние информационной избыточности: если раньше данные нужно было добывать, то сегодня их так много, что мы не всегда находим для них применение. Другой фактор — появление спроса на новые институты доверия. Ключ из блокчейна в XXI веке работает куда эффективнее, чем традиционный нотариус с бумажным договором и печатью. Наконец, мир все глубже погружается в киберфизическую реальность: гаджеты и люди существуют как в физическом пространстве, так и в «цифре», которую гораздо труднее держать под контролем.
Технологический бум рано или поздно приведет к тому, что традиционные институты общественной безопасности примут какие-то новые, непривычные для нас формы
Ситуация осложняется тем, что в российских ведомствах работа с данными до сих пор практически не ведется: в лучшем случае информация просто накапливается, в худшем — уничтожается, отметил специалист в области Big Data Иван Бегтин. Нужно учиться налаживать собственные процессы работы с данными, развивать статистические службы и внедрять новые инструменты прогнозирования. Пример можно брать с Индии, где в каждой госструктуре предусмотрена должность руководителя по работе с IT-технологиями (CDO — Chief Digital Officer).
Многие реформы начинаются с образовательных процессов, и обновление правоохранительных органов — не исключение. Преподавать основы владения информационными технологиями нужно на уровне высших учебных заведений МВД, согласились участники дискуссии. «Работа с данными — это универсальный инструмент, который является базовой подготовкой любого человека в современном мире, — говорил вице-президент Высшей школы экономики Игорь Агамирзян. — Воспользоваться социальными лифтами в будущем смогут только те, кто умеет работать как в физической среде, так и в информационной».
Среди обязанностей сотрудника полиции есть относительно простые функции, которые вполне по силам искусственному интеллекту даже на текущем этапе развития технологий.
Среди них, например, обработка огромного количества обращений и жалоб граждан, анализ криминальной статистики в целях прогнозирования, создание макетов для управленческих решений. Специальные программные продукты для полицейских могут применяться для автоматической регистрации выстрелов, распознавания лиц преступников и выявления аномальной городской активности по геотегам.
Среди обязанностей сотрудника полиции есть относительно простые функции, которые вполне по силам искусственному интеллекту даже на текущем этапе развития технологий
Более отдаленная перспектива — роботы-полицейские, которые патрулируют городские улицы, или «кабинетные» роботы-следователи. Тем более, что в бизнесе это встречается уже довольно давно, — рассказал Буров. — Одна авиакомпания как-то столкнулась с негативными отзывами и оттоком пассажиров. Они провели успешное расследование причин происходящего, применив компьютерные алгоритмы для контент-анализа в соцсетях. С помощью таких же алгоритмов следователь мог бы собирать необходимые доказательства».
Внедрение новых алгоритмов обработки данных может принципиально изменить деятельность некоторых правоохранительных органов. Например, — работа ГИБДД, говорил Бегтин: что если в будущем все машины будут оснащены «черными ящиками», позволяющими в реальном времени получать информацию о водителе, параметрах езды и правонарушениях, а затем удаленно останавливать любой автомобиль?
Цифровое будущее правоохранительных органов – это не только возможности, но и многие риски. Новые технологии приведут к тому, что пресекать преступления или накладывать арест на денежные средства будет значительно сложнее. Кроме того, привычный юридический язык перестает работать в киберпространстве — трудности при определении потерпевших и квалификации преступлений возникают уже сегодня. Но главная проблема лежит в плоскости кибербезопасности: в будущем для убийства смогут использовать не обычное оружие, а, например, взломанный беспилотный автомобиль. А сеть из ста таких автомобилей сможет вызвать в городе транспортный коллапс и привести к фатальным последствиям.
Привычный юридический язык перестает работать в киберпространстве — трудности при определении потерпевших и квалификации преступлений возникают уже сегодня
Под угрозой окажутся элементы «цифровой личности» людей — аккаунты в соцсетях, банковские карточки, сервисы электронной почты. К 2020 году к интернету будет подключено около 50 млрд девайсов, что неизбежно повлечет за собой появление новых способов мошенничества, предупреждал генеральный директор компании по IT-безопасности Zecurion Алексей Раевский. Экономический ущерб от киберпреступлений к этому времени вырастет до триллиона долларов в год, а количество «утекших» записей персональных данных из коммерческих компаний и госорганов исчисляется в миллиардах штук.
Для того, чтобы справиться с этими вызовами, полиции будущего нужно будет перейти на новый уровень, где информационные технологии станут обязательной частью повседневной деятельности.
Источник Russia2035.ru