Зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции единоросс Александр Хинштейн в подробностях рассказал «Полит.Ру», как и во что для России вылилась попытка обновления системы охраны правопорядка. По словам депутата, это «цирк» и «хаос», на избавление от которых потребуется еще около трех лет. Беседовал Евгений Ершов.
Александр Евсеевич, выступая недавно на пленарном заседании в Государственной думе, Вы попытались обратить внимание нижней палаты на ряд серьезных проблем, связанных с реформой МВД. А как обстоит дело с реформой в общем? Можно ли уже что-нибудь сказать о результатах?
Можно сказать, что реформа в том виде, как она была задумана, провалилась. Она не выполнила задач, которые перед ней ставились. Полиция сегодня - это просто переименованная структура, которая не подверглась ни запланированному очищению рядов, ни оптимизации.
Переаттестацию сотрудники прошли, ряды сократили, зарплату подняли... Чтоже тогда не удалось?
Реформа МВД задумывалась как решение трех основных задач. Во-первых, это избавление МВД от несвойственных ведомству функций. Во-вторых – очищениесистемы. В-третьих - оптимизация структуры. Ни одна из этих задач не была решена.
Вытрезвители же закрыли. Ну, с техосмотром пока не все ясно. Еще что-то?
Единственная не свойственная МВД функция, от которой безболезненно удалось избавиться - это ведение реестра дисквалифицированных лиц. Все остальные либо до сих пор никуда не передано, либо возникли системные проблемы. В частности, не удалось передать во ФСИН функции по конвоированию. И в МВД сейчас заявляют, что эту функцию передавать не будут, поскольку с полиции ФСИН требует под исполнение дополнительные деньги. Также не переданы функции по содержанию нелегальных иммигрантов, подлежащих высылке.
И от вытрезвителей с техническим осмотром толком избавиться не получилось: с ними возникли очень серьезные проблемы. Медвытрезвители на сегодня простовыпали из системы власти. В МВД их больше нет, закрыты. Полиция у нас преимущественно сейчас не доставляет пьяных, а медучреждения их не принимают. Почему? А «отрезвление» не входит в перечень услуг фонда обязательного медицинского страхования. Сейчас лето, хорошо. Но если мы до холодов эту проблему не решим, люди начнут замерзать, появятся жертвы.
С техосмотром такая же история, и сейчас мы законодательно будем возвращать в МВД функцию по обязательному проведению контроля. Законопроект уже прошел первое чтение.
А что с оптимизацией?
Со стороны это выглядит полным цирком. Тут необходимо вспомнить, что Нургалиев стал министром в апреле 2004 года. Заняв пост, он инициировал первую реформу МВД, которая была не столь заметна. Она свелась к тому, что в аппарате МВД произошла некая реструктуризация. Сначала были главныеуправления и просто управления. Он из управлений сделал департаменты. А в 2011 году он снова департаменты переименовал в управления, и даже назвал их так же, как они назывались в 2004-м.
Бессмыслица какая-то...
Эта бессмыслица вылилась в хаос. У оптимизации структуры вообще не было никакого плана. В ходе самой реформы постоянно менялись правила. Например, сначала упразднили департамент МВД на транспорте и линейный принцип транспортной милиции (она с 1918 года существовала как параллельная структура). Весь состав транспортной милиции выводят за штат, после этого происходит теракт в Домодедово. И претензии пытаются предъявлять сотрудникам, которые за штатом уже более месяца зарплату не получают. В итоге линейный принцип возвращают, а сотрудников при этом вторично выводят за штат! То же с подразделениями уголовногорозыска и экономической безопасности.
Ряды тоже не удалось почистить? Переаттестация не сработала или вообще задачу неверно поставили?
Задача абсолютно правильная, поскольку МВД как никакое другое ведомство нуждалось в обновлении и в «очищении». Но то, как проходила переаттестация - это просто бред. Она оказалась бессмысленной. Изначально этот процесс задумывался как фильтр, который должен был помочь отсеять недобросовестных сотрудников. В частности тех, в отношение кого были компрометирующие материалы, тех, кто плохо работал, на кого были жалобы, нарекания и так далее. Но в итоге за полтора месяца было переаттестовано 875 300 человек, а к дальнейшему прохождению службы не получили рекомендации всего около 7 тысяч сотрудников. Это около 0,6%, остальные 99,4% этот фильтр миновали благополучно. Но даже из отсеянных 0,6% каждый шестой (около 1300 человек) в итоге был переаттестован и назначен на должность.
Отдельно любопытны цифры по генералитету. Всего с начала реформы от работы были отстранены 153 сотрудника, имеющих генеральские звания. Но только 14 из них потом не были переназначены по результатам переаттестации. Где очищение?
А ситуация с Рязанской областью? Там сейчас за получение взяток арестован начальник областного управления ГАИ Александр Алфосов с двумя замами. Так вот, Алфосов приехал в Рязань как раз в рамках очистительной переаттестации. Он служил до этого начальником второго полка ДПС Московской области, имел множество нареканий. Руководство ГУВД МО предупредило его, что аттестацию ему не пройти. Ему сказали: «Ты у нас служить не можешь, тут у тебя во взятках погрязло все». Тогда он, не долго думая, взял документы и уехал с повышением в Рязань. Тот, кто его назначил - глава областного УМВД Александр Агошков - также появился в области в рамках очистительных процедур. По нему сейчас ведется служебная проверка. Думаю, работать ему недолго. Вот такое очищение переаттестацией.
А по какому же принципу тогда шло сокращение сотрудников?
Сокращение отдали на откуп регионам. Руководство МВД в это в не вмешивалось, только сказало: «сокращайте штат на 22% как хотите». А там личный состав уже резали «по живому», необдуманно. Количество инспекторов по делам несовершеннолетних, например, сократилось на 29%, количество строевых подразделений патрульно-постовой службы (ППС) - на 26,4%.
При этом некоторых регионах ситуация с сокращениями выглядит, как выходящая за рамки добра и зла. В частности, в Пермском крае количество сотрудников ППС сократилось на 36,4%, в Самарской области, которую я представляю в парламенте - на 45,4%, в Ростовской области - на 56,4%. А сокращение ППС - это сокращение первой линии охраны правопорядка. Это те самые люди, которые патрулируют улицы, по которым возвращаемся вечером домой после работы. Именно они контролируют состояние уличной преступности.
Наряду с этим штабные подразделения сокращены всего на 21%, кадровые – на 18%, правовые - на 8,9%.
И какие последствия могут быть у такой «реформы»?
Они уже есть. Последствия переаттестации: только за первый квартал текущего года на 33% возросло количество коррупционных преступлений, совершенных сотрудниками полиции. Последствия сокращений: с начала года уличная преступность в России выросла на 18% процентов. Это колоссальныйрост, такого не было никогда. И ситуация будет ухудшаться. Также резко возросло количество аварий и ДТП на дорогах, в том числе со смертельным исходом, - результат сокращения подразделений ДПС.
Сокращение оперативных подразделений - это одна из ключевых ошибок, допущенных в ходе реформы. Примитивно стремились к голому сокращению общей численности, чтобы легко отчитаться перед президентом: «Вот смотрите, как мы все быстро сократили».
Как же это допустили и кто за все это должен нести ответственность? Бывший глава МВД Рашид Нургалиев?
Ответственность должен нести и министр, и его зам Александр Смирный, который уже написал заявление об отставке. Именно он курировал реформу. По моему ощущению, все выглядело так. Была озвучена поставленная президентом задача: «Провести реформу МВД». Но вместо того, чтобы приступить к этой задаче системно, министр МВД Рашид Нургалиев и Смирный решили уйти в профанацию. Они сосредоточились не на смысле, а на форме.
Решения, что ожидаемо при таком подходе, принимались келейно, узким кругом лиц, куда не допускались ни практики (то есть руководители оперативных блоков МВД), ни ученые. Ученых не допустили даже ведомственных, в частности - Научно-исследовательский институт МВД России. Все прошло без участия правозащитников, общественности, даже депутатского корпуса.
И что же получается, нам теперь нужна вторая реформа?
Нам просто нужна реформа, поскольку она как таковая не проводилась. Сейчас у нас есть новый министр МВД Владимир Колокольцев (до этого занимал должность ГУ МВД по Москве - «Полит.Ру»). Он, в отличие от своего предшественника, практик. Думаю, он не допустит ситуации, где заместители министра узнавали о нововведениях постфактум, когда подписывали приказы. Я уже направил Владимиру Александровичу часть рекомендаций, он, в свою очередь, показал, что заинтересован в переменах к лучшему и открыт для диалога.
Полтора года потраченных на несостоявшуюся реформу упущены. Как думаете, сколько еще может потребоваться времени, чтобы реформа все-таки состоялась?
Тут важно гнаться не за сроками, а за качеством. Думаю, как минимум нужно года 2,5-3, если все делать аккуратно и грамотно.