Российская полиция может стать эффективной. Для этого нужно сделать пять шагов: изменить систему регистрации преступлений, оптимизировать штат, выгнать коррупционеров и пьяниц, увеличить раскрываемость преступлений и сделать само ведомство более открытым. После такой реформы подать заявление в полицию можно будет по аналогии с пополнением баланса на телефоне через терминал, заявители станут оценивать работу полицейских, следователям запретят отказывать в возбуждении уголовных дел, а сотрудники будут в анонимном анкетировании характеризовать свое начальство.
В начале августа министр внутренних дел Владимир Колокольцев сообщил, что практически завершена подготовка «дорожной карты» структурных изменений в министерстве. РБК daily удалось ознакомиться с документом, задача которого в корне изменить лицо российской полиции. Подготовила «карту» расширенная рабочая группа по дальнейшему реформированию МВД, созданная министром Колокольцевым в середине июня. В нее вошли известные критики деятельности экс-министра Рашида Нургалиева: депутат Александр Хинштейн, профсоюзный лидер Михаил Пашкин, генерал-лейтенант милиции в отставке Александр Гуров, правозащитница Ольга Костина — всего 31 человек. Возглавил группу новых реформаторов советник главы МВД, экс-руководитель российского бюро Интерпола Владимир Овчинский.
«Дорожная карта» начинается с признания, что «ни переаттестация, ни создание новой законодательной базы не привели к качественным позитивным результатам». Авторы документа делают вывод, что реформа провалилась из-за сохранения старых систем регистрации преступлений и оценки эффективности работы полицейских.
Поэтому первым этапом новой реформы (всего их будет пять) станет коренное изменение этих систем. По аналогии с ГАС «Выборы» планируется спроектировать государственную автоматизированную систему правовой статистики (ГАС ПС) и создать федеральный центр обработки статистических данных о состоянии преступности. На первых порах технические новинки будут внедрены в пилотных регионах — Татарстане, Орловской, Псковской, Смоленской и Тульской областях.
Для удобства граждан проведут еще один эксперимент: заявления о преступлениях и пропавших без вести можно будет подать через электронный терминал, также появится возможность обратиться к полицейским через Интернет. Впервые вводится обязательная оценка действий полиции со стороны заявителей, привлечение волонтеров-психологов при работе с потерпевшими от преступлений при приеме заявлений. Наконец, будет усовершенствована система информирования потерпевших о принятых по заявлениям мерах.
Но самым революционным станет появление в ведомственной статистике понятия «происшествие с признаками преступления», для чего понадобится пересмотр положений уголовно-процессуального законодательства. Такой эксперимент, напоминают авторы «дорожной карты», уже проводился МВД в 2002 году и дал положительные результаты. Его суть в том, что следователей лишат возможности отказывать заявителям в возбуждении уголовных дел.
В результате в статистике останутся только три показателя: возбужденные и прекращенные уголовные дела плюс дела об административных правонарушениях. По любому заявлению будет возбуждаться уголовное дело о происшествии. У полицейских появится возможность в полном объеме проводить экспертизы, допросы, очные ставки и другие процессуальные действия. По их итогам будет выноситься решение о прекращении дела либо о проведении дальнейших следственных действий. Количество прекращенных уголовных дел авторы «дорожной карты» призывают не считать негативным показателем. Общий объем работы для следователей и дознавателей, безусловно, увеличится, признают реформаторы, но это лучше, чем сейчас, когда полицейские тратят вхолостую силы для составления отказных материалов.
«Безусловно, это самый важный пункт документа, — считает бывший следователь Андрей Скоробогатов. — Сегодня УПК подталкивает следователей и дознавателей к вынесению отказных материалов, в рамках доследственной проверки провести всестороннее исследование доказательств нет никакой возможности, а сроки ее ограниченны».
Вторым этапом «дорожной карты» станет структурная и штатная оптимизация МВД. В частности, будут увеличены низовые подразделения полиции в сельской местности, в поселках и малых городах.
А вот в руководстве ведомства должностей станет меньше. Сегодня в МВД есть руководитель органа внутренних дел и есть его заместитель, возглавляющий полицию (по-старому начальник криминальной милиции). Простые граждане не понимают, почему начальник ГУ МВД не является главным полицейским, и даже многие журналисты упорно называют министра Колокольцева начальником российской полиции.
«Практика показывает, что целесообразно вернуться к положению, когда начальник органа внутренних дел одновременно является начальником полиции и имеет трех заместителей: по оперативно-разыскной деятельности, по обеспечению общественной безопасности, по организации следствия и дознания», — говорится в «дорожной карте».
Несколько серьезных изменений предлагается в центральном аппарате — объединение штабных подразделений и пресс-службы, восстановление влияния МВД на безопасность в ЗАТО и на особо режимных объектах, создание наиболее оптимальной системы подразделений по борьбе с организованной преступностью.
Третьим шагом станет очищение рядов полиции от коррупционеров, пьяниц и лодырей. «Масштабные новые переаттестации проводить нецелесообразно, необходимо использовать метод точечных аттестаций отдельных подразделений и служб. К точечным аттестациям следует в обязательном порядке привлекать членов общественных советов и использовать все имеющиеся компрометирующие материалы в СМИ, Интернете, в подразделениях собственной безопасности МВД», — говорится в документе. Также предлагается ввести ежегодное анонимное анкетирование сотрудников.
Четвертый этап реформы призывает полицию к большей открытости. Для этого будет возобновлена публикация в СМИ ежегодных отчетов МВД перед населением, пересмотрен состав общественных советов с привлечением к их работе правозащитников. Службу 02, похоже, планируется разделить на несколько «горячих линий» по направлениям — о нарушениях закона полицейскими, о пропавших детях, о террористических, насильственных, экстремистских проявлениях.
Заключительным этапом станет качественное улучшение раскрытия и расследования преступлений. Для этого в МВД создадут объединенный банк данных региональных, межрегиональных и транснациональных преступных сообществ. При уголовном розыске предлагается создать центры по поиску пропавших детей.
Серьезная новация ожидает и ведомственное экспертное сообщество. Сегодня одни и те же эксперты-криминалисты выезжают на место преступления и проводят лабораторные экспертизы. В результате эксперты в полиции завалены работой. Предлагается разграничить функции специалиста-криминалиста и эксперта. Первые станут выезжать на оперативно-разыскные мероприятия по тяжким и особо тяжким преступлениям, помогать полицейским использовать криминалистическую технику, принимать участие в обысках, выемках, контроле и записи переговоров — по сути быть помощниками следователя. Экспертам же не придется покидать пределы лабораторий: им останутся производство экспертиз и участие в некоторых процессуальных действиях (допрос, исследования показаний и т.п.).
Вводится новая должность — специалист экспертно-криминалистической службы МВД, а также по оперативной и следственной работе. Для переквалификации из обычных сотрудников в специальные организуют краткие курсы. Главное отличие спецов будет в их технической подкованности: они должны оказывать коллегам научно-техническую и аналитическую помощь. «В подразделения часто поступает новое оборудование, которым сотрудники не умеют пользоваться, — поясняет источник в МВД. — Всех обучить их использованию не представляется возможным, поэтому появление таких специалистов придется ко двору».
В МВД подчеркнули, что министр, когда подписывал этот документ, дал понять, что все изменения будут реализовываться только после широкого общественного и профессионального обсуждения.