24 июня 2013 на традиционном ежегодном заседании региональных российских омбудсменов первый замминистра внутренних дел Александр Горовой сообщил о несовершенстве нынешнего Закона о полиции. За время преобразований, как выяснилось, ведомство растеряло многие важные функции, которые теперь намерено вернуть. Напомним, что милицейская реформа была любимым детищем бывшего президента Дмитрия Медведева. Однако ею оказались не удовлетворены ни граждане, ни экспертное сообщество. По информации «НГ», уже в июле рабочая группа по мониторингу Закона о полиции приступит к рассмотрению конкретных инициатив, которых набралось более 100.
Александр Горовой говорит о скоропалительности некоторых принятых во времена Рашида Нургалиева решений – в частности, в организационной области: «Мы видим определенные ошибки, допущенные при выработке новой схемы расстановки территориальных органов». В результате реформы, сетует Горовой, МВД осталось «единственным федеральным органом исполнительной власти, который ликвидировал районные управления и отделы в столицах субъектов РФ». Создан единый территориальный орган – управление полиции, а отделы полиции лишились статуса юридического лица. В то же время, замечает замминистра, сохранились аналогичные структуры в ведомствах, реформой не затронутых, – «у коллег из Следственного комитета, прокуратуры, налоговых органов»: «Мы были вынуждены по такой полудоработанной схеме оставить территориальные подразделения, изоляторы временного содержания».
Восстановление РУВД в региональных столицах считает важной мерой депутат Госдумы от «Справедливой России», член комитета по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов: «Это недоработка реформы полиции-милиции. Нургалиев ликвидировал эти подразделения, потому что шла борьба различных групп влияния внутри МВД. В свое время по этой же причине были ликвидированы РУБОПы – структуры, которые реально занимались борьбой с организованной преступностью. Дошло до того, что материалы оперучета – на агентуру, на сотрудников, которые с ней работали, – пропали. Картотека пропала, и эти данные попали в руки организованной преступности. Вот цена ошибки, которую допустило тогдашнее руководство Министерства внутренних дел».
МВД, полагает Александр Горовой, не намерено расставаться и с функцией контроля за соблюдением миграционных законов, в последнее время все чаще отождествляемым с ведомством Константина Ромодановского: «Несмотря на выход в мае прошлого года ФМС из структуры МВД, мы со своих территориальных органов не снимаем ответственности по жесткому спросу за соблюдение миграционного законодательства». «Сотрудники полиции были, есть и будут ответственными за контроль за соблюдением миграционного законодательства», – снова и снова настаивал чиновник.
В этой области министерство обнаружило в работе партнеров из ФМС серьезные недочеты. Особенно тревожат МВД, по словам Горового, темпы создания в регионах специальных учреждений для содержания иностранных граждан, подлежащих выдворению из РФ: «На сегодня реально работающих и готовых не набираем и двух десятков. Мы третий раз продлеваем компетенцию органов внутренних дел по содержанию иностранных граждан в наших приемниках и в наших изоляторах».
Выступление Горового стало продолжением недавнего сообщения о создании рабочей группы из чиновников силовых ведомств и депутатов Госдумы – для мониторинга ситуации вокруг Закона о полиции. Корреспонденту «НГ» стали известны подробности заседания комитета по безопасности нижней палаты, где обсуждались вопросы не мониторинга, как объявлено, а самой настоящей новой реформы. Кстати, мониторинг ведется постоянно, заметил в беседе с «НГ» Дмитрий Горовцов.
На этом заседании депутат Александр Хинштейн рассказал, в частности, о нестыковке, возникшей в связи с принятием нового Закона о полиции. Дело в том, что в Законе о милиции за сотрудниками органов внутренних дел было закреплено право участия в розыске уклонистов от призыва в армию. Ныне действующий Закон о полиции такую обязанность с МВД снял. Но в законе о военной службе эта норма присутствует.
Следующая промашка, допущенная авторами нынешнего закона, выглядит более серьезно. Она касается превышения полномочий полицейскими. В рабочей группе предлагают установить в Административном кодексе ответственность для сотрудников ведомства, которые не будут справляться с поставленными задачами.
Говорилось о бессмысленности аттестации и необходимости ввести более понятный механизм для увольнения сотрудников со службы органов внутренних дел по дискредитирующим основаниям. Нынешний механизм аттестации позволяет формально относиться к этой процедуре. Более того, по мнению Хинштейна, эта система носит коррупционный характер: были случаи, когда сотрудники органов внутренних дел за деньги проходили переаттестацию. «Доходило до того, – рассказал «НГ» Дмитрий Горовцов, – что некоторые сотрудники, чтобы пройти аттестацию у своего непосредственного начальства, брали кредиты в банках, потому что руководство их обязывало платить за эту переаттестацию. То есть мало того что она носила формальный характер, так тут еще чистая коррупция». Аттестацию в рабочей группе называют несовершенным механизмом и одной из главных ошибок Нургалиева.
По информации «НГ», на первом заседании рабочей группы, которое должно состояться в июле 2013, будут обсуждаться конкретные предложения по контрреформированию полиции. Таких инициатив, рассказал газете источник на Охотном Ряду, более 100. Около 80 предложений относительно совершенствования Закона о полиции поступило из регионов.
Поначалу планировалось, что рабочая группа будет состоять из депутатов. Позже было решено пойти по пути открытого списка участников. Сегодня к работе привлекаются спецслужбы и другие силовые ведомства. Туда войдут не только МВД и Минобороны, но и ФСБ, и Следственный комитет, и, вероятно, Генеральная прокуратура с точки зрения надзора.
Между тем, отмечает источник, за реформированием МВД стоит и другая, параллельно развивающаяся история. На заседании рабочей группы не упоминалась ФМС, но незримая тень миграционной службы витала над реформаторами. По мнению собеседника «НГ», помимо прочего речь идет о «дележе функционала, который будет закреплен за тем или иным министерством»: «По недавнему указу президента, как известно, глава ФМС Ромодановский обрел ранг федерального министра. Его статус подняли, и соответственно этой службе хочется и полномочий дополнительных для себя получить. То есть это борьба между двумя ведомствами за полномочия, а значит, за средства федерального бюджета, которые будут выделяться на обеспечение этой деятельности».
Судя по всему, страна должна будет пережить новое реформирование главного силового ведомства. То есть его возвращение на круги своя. Допускаем, что кто-то предложит вернуть даже прежнее название – «милиция». Поскольку нынешнее, как и предполагалось, слишком часто ассоциируется со словом «полицай». С другой стороны, проще наработать новый авторитет, чем вернуть прошлый, сомнительный. Однако для этого придется пересматривать не процедурные, а более сущностные вопросы. Связанные с единственным функционалом полиции – защитой граждан.
Александра Самарина
Независимая Газета, 25 июня 2013
Источник: http://www.ng.ru/politics/2013-06-25/1_police.html