Министр внутренних дел Владимир Колокольцев подписал приказ, обязывающий всех полицейских руководителей начинать рабочий день с просмотра прессы и мониторинга Интернета. Начальникам предписано отслеживать все материалы о деятельности подчиненного подразделения и оперативно опровергать недостоверные сведения. Таким способом в МВД надеются повысить доверие населения.
«Ежедневно проводить мониторинг размещенных в СМИ и в сети Интернет публикаций, содержащих сведения о подчиненном подразделении, сотрудниках, военнослужащих, гражданских служащих и работниках, — говорится в приказе. — При подтверждении данных о распространении не соответствующих действительности сведений принимать меры правовой защиты по опровержению распространенной недостоверной информации».
Информацию об опровержениях приказ предписывает передавать в управление общественных связей МВД «для доклада руководству министерства и размещения на официальном сайте МВД».
Начальству также предписано «оказывать правовую помощь сотрудникам», другими словами, предоставлять адвоката для обращения в суд. Главному управлению собственной безопасности поручено «представлять материалы, необходимые для организации защиты чести и достоинства сотрудников». Если же информация журналистов о правонарушении полицейских подтвердится, руководителям поручено принимать меры дисциплинарного и иного характера к виновным.
«Можно бесконечно реформировать МВД, но без доверия населения толку не будет, — прокомментировал РБК daily источник в МВД. — Возврату этого доверия зачастую мешают недобросовестные журналисты, которые в погоне за сенсацией, не проверяя фактов, пишут гадости о полицейских. Руководство МВД теперь будет бороться с такими писаками».
«Этот приказ закрепляет то, чем наш профсоюз уже занимается, — прокомментировал РБК daily председатель профсоюза правоохранительных органов и силовых структур Алексей Лобарев. — Мы выезжаем на места преступлений, дорожно-транспортных происшествий с участием полицейских, и, знаете, зачастую информация, распространенная журналистами, не подтверждается.
К примеру, пишут, что за рулем был полицейский, а выясняется, что он был в машине, но пассажиром, или пишут, что сотрудник виноват в ДТП, а на месте оказывается, что это пенсионер».
Г-н Лобарев в качестве иллюстрации привел случай, произошедший недавно в Ростове-на-Дону. Там 15 сентября одна женщина вышла с одиночным пикетом в защиту Магнитского. «Новая газета» написала о том, что полицейские отобрали у нее плакат, всучили его прохожему старику, а потом загребли обоих в участок за участие в несанкционированном митинге, — рассказал профсоюзный лидер. — В итоге судья влепила 74-летнему дедушке штраф в 20 тыс. руб., а многие СМИ перепечатали эту информацию. Но когда я стал разбираться, выяснилось, что в действительности все было не так. Мне прислали видеозапись, где этот дедушка пять минут ходит и размахивает плакатом, и его предупреждали, прежде чем оформить».
«Приказ хороший, но главное, чтобы руководители не переусердствовали и не превратили его реализацию в борьбу с ведьмами, ополчившись на журналистов, — считает бывший следователь Андрей Скоробогатов. — Сейчас же еще ужесточили ответственность за клевету, так что некоторым журналистам может не поздоровиться».