«Если кто-то кое-где у нас порой...»
С одной стороны, закон представляет собой попытку «смотреть в корень»: предотвращать преступления, воздействуя на социальные условия, в которых находится человек. Это поддержка в трудной жизненной ситуации: помощь в поиске работы, восстановлении документов и т. д.
С другой стороны, закон предполагает контроль за гражданами, «воспитательное воздействие» на представителей групп риска, принудительный характер так называемой «ресоциализации». Очевидный недостаток закона – расплывчатость и неточность формулировок. Не вполне понятно, какие конкретно профилактические меры могут быть применены к тому или иному кругу лиц.
Закон оперирует понятиями, не имеющими определения в современном российском праве, например: «социальные и экономические условия, способствующие совершению правонарушений» или «действия, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали». Такая нечеткость в ряде случаев создает угрозу применения к гражданам различных ограничений.
Закон оговаривает три вида профилактических мер: специальные, индивидуальные и общие.
Со специальными мерами всё понятно. Их могут применять только органы прокуратуры, следствия, МВД, ФСБ и уголовно-исполнительной системы. Имеется в виду обычная работа правоохранительных органов по выявлению преступлений и правонарушений, а также работа системы уголовного правосудия по привлечению виновных к ответственности и восстановлению прав пострадавших.
Новый закон о профилактике не содержит подробного описания специальных мер, поскольку они уже описаны в уголовно-процессуальном кодексе, законе об оперативно-розыскной деятельности и других нормативных актах.
«И тебя вылечат...»
Индивидуальные меры направлены на представителей групп риска и подразделяются на два вида:
1. помощь;
2. контроль и воспитательное воздействие.
Помощь — это социальная адаптация и реабилитация. Адаптация – оказание человеку разного рода социальных услуг и помощь в трудовом и бытовом устройстве. А реабилитация включает помощь в восстановлении документов и социальных связей, психологическую помощь и консультации о получении льгот, пособий и правовой поддержки.
Граждане, на которых распространяются индивидуальные меры профилактики правонарушений:
1. безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние;
2. отбывающих уголовное наказание, не связанное с лишением свободы;
3. бродяги и попрошайки;
4. несовершеннолетние, подвергнутые принудительным мерам воспитательного воздействия;
5. бездомные;
6. пациенты, прошедших курс лечения от наркомании, алкоголизма и токсикомании и те, кто не способен самостоятельно обеспечить свою безопасность.
В последнем пункте формулировка весьма расплывчата, но можно предположить, что подразумеваются, к примеру, предпринявшие попытку самоубийства либо психически нездоровые люди, способные своими действиями создать опасность для себя и окружающих.
Закон оговаривает, что к пациентам, лечившимся от пагубных зависимостей, меры социальной реабилитации и адаптации применяются с их согласия. Но эта оговорка не распространяется на остальные перечисленные группы. По всей видимости, лиц без определенного места жительства, беспризорников, бродяг и прочих реабилитировать и адаптировать можно без их согласия. И это настораживает.
С помощью связана и такая профилактическая мера как «ресоциализация» людей, подвергшихся уголовному преследованию. Обычно ресоциализация — это «возвращение в общество». В законе это — «комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера». Закон пока не описывает подробности ресоциализации, поэтому не ясно, какие именно действия имеются в виду под мерами «социально-экономического, педагогического и правового характера». Примечательно, что новый закон не указывает, должна ли данная мера применяться добровольно. Её варианты могут быть разные, к примеру, создание условий для поступления в вуз или среднее учебное заведение. Принудить же можно переодически посещать ОВД для профилактической беседы.
Последняя профилактическая мера, связанная с поддержкой конкретных людей – это помощь пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.
Относительно последнего пункта закон вновь не даёт чётких определений, однако можно предположить, что в группе риска пострадать от правонарушителей находятся члены их семей или люди, состоящие на учёте в связи с пагубными зависимостями. Конкретные признаки лиц, рискующих стать жертвой правонарушений, в законе не перечисляются. Соответственно, их круг может быть расширен или сужен по усмотрению правоприменителей.
Помощь может включать в себя правовую, социальную, психологическую и медицинскую поддержку (хотя допустимы и другие). Важно, что помощь предоставляется только с согласия самих граждан её принять.
«Надо, Федя, надо!»
Индивидуальные меры профилактики, связанные с контролем и «воспитательным» воздействием, это ставшие уже пресловутыми «профилактические беседы» и предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо о недопустимости антиобщественного поведения. Надо иметь в виду, что неисполнение такого официального предостережения влечёт за собой наказание. Но мера этого наказания законом не определена.
Серьёзные изменения вносит закон, легитимизируя «профилактические беседы». Раньше они были незаконны, несмотря на то, что часто использовались правоохранительными органами на практике. Сделав такие беседы законными, полиция может доставить много неприятностей потенциальным участникам «бесед» (по опыту ими часто оказываются гражданские и политические активисты).
Опасение внушает и то, что закон напрямую не называет круг лиц, с которыми может быть проведена профилактическая беседа или кому может быть вынесено предостережение. Статьи закона, посвященные беседам и предостережениям, лишь указывают, что они могут применяться «к лицу, в отношении которого применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений».
Статья об индивидуальных мерах профилактики тоже не содержит списка тех, к кому можно их применять. В ней лишь дана ссылка на статью 24-ю, где содержится приведённый выше список граждан.
То есть, с формальной точки зрения, проводить профилактические беседы и выносить предупреждения можно не только правонарушителям, но и жертвам правонарушений.
«Огласите весь список, пожалуйста!»
Полный текст нового закона позволяет сделать вывод, что общие меры профилактики, помимо правового просвещения и информирования, это контрольно-принудительные действия: профилактический учет и надзор и вынесение представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения.
Опять же не указан круг лиц, которых можно ставить на профилактический учёт.
Не ясно, применяется ли учет только к гражданам из групп риска, которые ведут «антисоциальный» образ жизни и совершили преступления, или, помимо них, к людям, не способным обеспечить собственную безопасность, жертвами правонарушений и рискующих стать ими. И это настораживает.
Одно из направлений общей профилактической работы — «развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению правонарушений». Но на деле буду выявлять не только тех граждан, которые склоны к совершению правонарушений, но и пострадавших от правонарушений или подверженных риску стать таковыми, тех, кто находится в трудной жизненной ситуации (в том числе, страдающих заболеваниями, наркоманией и алкоголизмом, бездомных). Возможно, что работой именно с этими гражданами профилактический учет и ограничится, но прямого указания на это в законе нет.
Примечательно, что закон не называет признаков «склонности к правонарушениям». Теоретически это умолчание тоже может угрожать вмешательством в жизнь обычного человека.
Статья закона, посвященная профилактическому учету (ст. 21), не называет оснований для постановки на учет. Если исходить из того, что учет – профилактическая мера общего характера, а такие меры могут применяться «при возникновении социальных, экономических, правовых и иных причин и условий, способствующих совершению правонарушений» (ст. 15), то становится ясно, что на профилактический учет можно ставить практически любого человека.
За людьми, поставленными на профилактический учет, ведется наблюдение: за их поведением и за тем, нарушают ли они ограничения, установленные законодательством. Формы наблюдения в законе не описаны. О соблюдении каких ограничений идет речь, тоже не сказано. Скорее всего, это будет определено нормативными актами правоохранительных органов, которые уполномочены вести учет и надзор. Сейчас невозможно оценить степень вмешательства правоохранительных ведомств в жизнь людей при проведении профилактического надзора. И нечёткие формулировки закона, многочисленные умолчания вызывают заставляют серьёзно опасаться того, как он будет применяться на практике.
Еще одна мера общей профилактики – это представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Такое представление могут получить любые юридические лица: государственные и муниципальные органы власти, общественные и коммерческие организации. Закон не закрепляет обязанность устранить причины и условия, способствующие совершению правонарушений. Однако отчитаться о принятых мерах по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушения, строго обязательно. На наш взгляд, мерами «по устранению» и будут собственно обязательства юрлиц ликвидировать причины и условия противоправных действий.
Вести профилактический учет и наблюдение, проводить профилактические беседы, выносить официальные предостережения или представления могут только прокуратура, органы следствия, МВД, ФСБ, и уголовно-исполнительной системы. А вот федеральные и региональные органы власти, муниципалитеты и общественные организации отвечают только за социальную адаптацию, реабилитацию и ресоциализацию, помощь жертвам правонарушений и правовое просвещение.
Текст подготовлен сотрудниками проекта "Открытая полиция"