Руководитель направления «Институты и общество» ЦСР Мария Шклярук выступила на панельной дискуссии, посвященной реформе государственного контроля и надзора, на Международном инвестиционном форуме в Сочи.
Ключевой задачей изменений в этой области эксперт ЦСР видит в существенном снижении внеплановых проверок представителей бизнеса и выстраивании новой логики методики проверок для выявления рисков при предпринимательской деятельности. Логику проведения проверок необходимо менять в трех направлениях.
Во-первых, путем изменения методики оценки рисков безопасности граждан, внедрения механизмов и самой идеи риск-ориентированного подхода. Во-вторых, в связи с этим, необходимо скорректировать и то, что именно должны проверять инспектора. Многие параметры проверок оцениваются как излишние. В-третьих, несмотря на работу реестра проверок и предложение в стратегическом национальном проекте заставить отсчитываться с анализом проверок сами контрольные органы, необходимо в первую очередь делать данные о проверках более открытыми. Сотрудники контрольных органов долов уметь работать с большими массивами данных, уходить от личных проверок. Для этого нынешние студенты, которые через два-три года могут прийти на госслужбу - должны сейчас делать проекты на основе государственных открытых данных. Кроме этого, Мария Шклярук, особо подчеркнула необходимость повышать роль судебной системы и механизма судебной защиты прав вместо проведения проверок. Такая практика абсолютно нормальна и доказала свою эффективность в других странах. Однако при этом ни в коем случае нельзя вводить новые или усиливать старые санкции по отношению к сотрудникам контролирующих органов. Это усилит и без того избыточную репрессивность российской правоохранительной системы, к тому же создаст искаженные стимулы работы чиновников. Впрочем, судебной практики по соответствующим статья УК РФ сейчас нет, как нет и особых оснований предполагать, что она может в ближайшее время появиться.
Согласно статистике Судебного департамента при Верховном Суде РФ, проанализированной Институтом проблем правоприменения, по наиболее тяжкой 299-ой статье УКРФ в 2015 году было дело в отношении всего лишь одного подсудимого и то оно было прекращено. В 2014 году по данной статье был осужден также всего лишь 1 человек. По ст. 169 УК РФ в 2015 году – также было одно дело, закончившееся прекращением. В 2014 году по этой статье осудили двух человек, а преследование в отношении еще двоих было прекращено. «Мы обязаны рассматривать проблематику внеплановых проверок для бизнеса при написании стратегии развития России 2018-2024, поскольку это позволит нам найти дополнительный внутренний ресурс для стимулирования российской экономики. Для решения этой проблемы ЦСР будет активно сотрудничать с проектным офисом по реализации приоритетного национального проекта в области контрольно-надзорной деятельности и интегрировать решения в стратегию развития 2018-2024, которая готовится на базе ЦСР», - cообщила Мария Шклярук на форуме в Сочи.