Каждый народ имеет ту полицию, которой он заслуживает

02 декабря 2015

 

Сергей Венявский, член общественного совета при Ростовском Линейном Управлении Внутренних Дел на транспорте МВД РФ, корреспондент Т/К Звезда: о работе и проблемах правоохранительной системы в России, о сложностях, с которыми пришлось столкнуться.

– Как получилось, что вы стали заниматься общественной работой?

– Это получилось спонтанно, наверное потому, что я более 20 лет работаю с силовыми структурами, сам увлекаюсь стрельбой из автоматического оружия и пистолета. И вот однажды мне предложили возглавить Общественный совет при УМВД России по городу Ростову-на-Дону. Раздумывать долго я не стал, согласился. Предложение поступило четыре года назад, тогда я очень часто общался по работе и лично со многими сотрудниками городской полиции, с некоторыми дружу и сейчас. Вот как-то так, в одночасье, я стал общественником.

– Вы решили действовать ради какой-то идеи, или как говорится, «политика занялась вами», то есть случилось что-то, после чего вы не смогли оставаться исключительно частным лицом?

– Нет, ничего не случилось, просто банальное стечение обстоятельств. Было предложение, и оно вызвало у меня определённый интерес.

Самым сложным было подобрать себе команду единомышленников, людей, говорящих со мной «на одном языке», тех кто бы понимал истинное предназначение Общественных советов при правоохранительных органах.

– Что было самым сложным в начале вашей общественной карьеры? Что вас больше всего поразило: равнодушие/агрессия чиновников, некомпетентность/незаинтересованность в общественном благе? Или напротив, были какие-то приятные сюрпризы? Не было ли шока в том смысле «как мало я знаю и понимаю общественные механизмы» или наоборот «как всё просто»?

– Наверное самым сложным было подобрать себе команду единомышленников, людей, говорящих со мной «на одном языке», тех кто бы понимал истинное предназначение Общественных советов при правоохранительных органах, понимал всю серьёзность и ответственность таких органов. Приятным сюрпризом для меня стало позитивное отношение ряда сотрудников полиции к моей персоне, люди (не все к сожалению) отнеслись ко мне с доверием. Ко мне на приём приходили с самыми личными, порой очень серьёзными вопросами и проблемами, которые. Как я понял позже, эти вопросы и проблемы, к сожалению, не сильно интересовали руководство полицейской структуры.

Очень низкая профессиональная подготовленность сотрудников так называемых «уличных» подразделений, ППС, УВО, ГИБДД.

– Какую проблему  вы назвали бы самой сложной и неприятной в рамках вашего опыта общения с правоохранительными органами?

– Таких проблем, к сожалению, несколько, это в первую очередь очень низкая профессиональная подготовленность сотрудников так называемых «уличных» подразделений, ППС, УВО, ГИБДД. В больших городах в этих службах работает более 80%-90% приезжих из сельских районов. Как ни странно, но городские жители в полицию записываться не спешат. В МВД идут молодые ребята из небольших городков и сельских поселений. Отслужив в армии они не хотят оставаться на родине и едут в столицы регионов за хорошей работой, жильём и заработной платой. Понятно, почему это происходит, и обсуждать здесь проблемы глобального масштаба не имеет смысла, всё и так очевидно. Проблема кроется в другом. Приходя в полицию молодёжь после сдачи тестов и прохождения медкомиссии попадает в полицейский коллектив на правах стажёров, которых обязаны за 6-8 месяцев обучить всему тому, что необходимо знать полицейскому: от статей «Закона о полиции», до умения владеть пистолетом, автоматом и другими специальными средствами. И вот именно здесь, кроется основная часть проблемы, профессиональной подготовки будущих полицейских. Дело в том, что сам процесс обучения, который всегда пишется и компонуется на базе различных специализированных вузов и университетов маститыми профессорами и академиками, морально и технически устаревает с каждым днём.

Меняется обстановка в государстве, соответственно меняются гражданские и уголовные законы, меняется и сам преступный мир, меняются мотивы и способы совершения преступлений.

Сотрудник полиции каждый день будет выходить на улицу и сталкиваться как с законопослушными гражданами, так и с хулиганами, наркоманами и преступниками. Необходимо довести до начинающего сотрудника ППС или УВО огромное количество информации, это важнейшая задача в рамках процесса обучения. Он должен уметь действовать в различных ситуациях, а методы обучения до сих пор остаются на уровне начала 2000-х годов. Это в корне неверно!

Нет профессиональных инструкторов по тактической и огневой подготовке, особенно это проблема регионов. Человек, пришедший на службу в полицию, должен понимать, что не форма и «корочка» – его главные инструменты в работе, а профессиональные навыки, расчётливый и трезвый ум, дипломатия и быстрота реакции.

Есть ещё несколько проблем, которые присутствуют сегодня в нашей правоохранительной системе, но о них и без меня много говорят. Думаю, повторяться не имеет смысла. Главное, чтобы руководство МВД почаще «спускалось на землю» и обращало больше внимания на жизнь, быт и работу простых сотрудников!

Всё заканчивается умными словами на больших совещаниях, а к реальному положению вещей, к сожалению, это не относится.

– Какие изменения в правоохранительных органах произошли за то время, пока вы занимаетесь своей работой? К лучшему, к худшему?

 – В нашем регионе, к сожалению, никаких позитивных изменений не произошло, в масштабе России, на мой взгляд тоже. Всё заканчивается умными словами на больших совещаниях, а к реальному положению вещей, к сожалению, это не относится.

Несмотря на проблемы, есть полицейские которые сегодня работают не за зарплату и мзду, а за совесть и родину, вот наверное это и есть позитив. Благодаря таким сотрудникам мы с вами до сих пор не захлебнулись в криминальном беспределе.

– Можете ли вы отметить какие-то безусловно позитивные явления (пусть единичные) в работе полиции, которые проявились в последнее время?

– Хотелось бы найти позитив, но видно долго искать придётся. Наверное то, что несмотря на проблемы, есть полицейские которые сегодня работают не за зарплату и мзду, а за совесть и родину, вот наверное это и есть позитив. Благодаря таким сотрудникам мы с вами до сих пор не захлебнулись в криминальном беспределе.

– Довольны ли вы результатами своей работы?

 – Да, могу сказать, что большей частью я доволен тем, что делал, и пытаюсь делать до сих пор. Рад и горжусь тем, что смог помочь некоторым из сотрудников полиции решить их насущные проблемы, рад и горжусь тем, что смог полтора года консультировать сотрудников УВО в обращении с оружием и тактике. Кстати, некоторые из моих «слушателей» сейчас продвинулись по служебной лестнице и с благодарностью отзываются о наших занятиях.

Cотрудник полиции в первую очередь живой человек, со своими человеческими эмоциями, переживаниями и бытовыми проблемами, а уж потом представитель закона.

– В каком направлении, как вам кажется, необходимо двигаться в деле интеграции государственных структур с гражданским обществом? Что в первую очередь нужно делать?

– Иногда лучше ничего не делать, чем делать плохо. На мой взгляд, обществу наверное стоит сначала повысить свою культуру, обогатиться знаниями законов, не спешить обвинять полицию во всех смертных грехах. Нужно понять, что сотрудник полиции в первую очередь живой человек, со своими человеческими эмоциями, переживаниями и бытовыми проблемами, а уж потом представитель закона.

Обществу нужно посмотреть на себя со стороны, и ответить на вопрос, а правильно ли я живу? Действительно ли полиция такая плохая, а я белый и пушистый?

Нужен некий перелом, если угодно, в понимании обывателя, нужен открытый и позитивный диалог, и не на высоких трибунах, а «на земле», в реалиях наших будней. Обществу нужно посмотреть на себя со стороны, и ответить на вопрос, а правильно ли я живу? Действительно ли полиция такая плохая, а я белый и пушистый? Мы все привыкли (такая уж наша судьба, наверное) во всём винить других, но не себя, и это неправильно. Суть правового, некриминального государства, это не тоталитаризм власти и поголовный диктат правоохранительной системы: это нормы жизни общества. Можно поставить на каждом светофоре по сотруднику ГИБДД, и всё равно найдутся люди, едущие на красный свет. Интеграция, или симфония правоохранительной системы и общества возможна только при обоюдном желании жить в правовом поле, в котором нет места совершению преступления. Менталитет нашего общества (нравится нам или нет) сегодня таков, что лучше возить с собой стодолларовую купюру в правах, чем не нарушать ПДД…Звучит как анекдот, но ведь это правда. И какая бы ни была непрофессиональная, коррумпированная и плохая полиция, но здесь она точно ни при чём, всё дело в нас самих, и с этим надо что-то делать! Да, у полиции тоже очень много внутренних проблем, много недоработок, оставшихся ещё со смены бренда (милиция-полиция). Негативно отразились на структуре МВД и несколько масштабных сокращений. Здесь тоже нужно много и качественно работать. Подводя итоги, хочу подчеркнуть, что сегодня в полиции есть достаточно много грамотных, высокопрофессиональных сотрудников. И качество их работы напрямую зависит от нашего отношения к ним. Можно перефразировать слова известного исторического персонажа «Каждый народ имеет ту полицию, которой он заслуживает», и это по-моему будет правильно…