Грустный счет

07 октября 2016

Криминалистическая статистика за последние 15 лет стала послушным инструментом в руках ее творцов — органов следствия и дознания. Речь о систематических манипуляциях руководителей правоохранительных структур разного уровня, с помощью которых «вручную» корректируется уровень преступности и другие характеристики криминальной действительности. В результате у государства нет реальной картины обстановки в регионах, часть обращений граждан о противоправных действиях скрывается от учета, а бюджетные средства на борьбу с преступностью несправедливо распределяются в системе правоохранительных структур. О кардинальной реформе, которая должна положить конец жонглированию важными цифрами, «Ленте.ру» рассказал начальник Управления правовой статистики Генпрокуратуры России Олег Инсаров.

То, что с подсчетом преступлений дело в стране неладно, было понятно еще несколько лет назад. В 2011 году на проблему обратил внимание премьер Владимир Путин во время координационного совещания руководителей правоохранительных органов, назвав правовую статистику лукавой. После этого было принято решение о передаче функции учета данных о преступлениях Генеральной прокуратуре России, которая в отличие от МВД, СКР и других органов, расследующих уголовные дела, не заинтересована в сокрытиях и преувеличениях.

Оговорили покойников «палки» ради

Система «палок» (или галочек — прим. «Ленты.ру») в полиции, а до этого в милиции, существует с незапамятных времен: это главный критерий оценки руководством подчиненных — чем больше раскрытий, тем лучше шеф. Вот и изобретаются на ровном месте способы отличиться. Самое печальное, что это не отдельные эпизоды, а массовая практика.

По данным Генпрокуратуры, в среднем ежегодно регистрируется более двух миллионов преступлений по стране, и примерно такое же число нарушений в сфере статистики выявляется прокурорскими работниками.

Как формируются итоговые отчеты, стоит объяснить подробнее. Главные фигуры в этом канцелярском деле — следователи и их руководители. При возбуждении любого уголовного дела вместе с соответствующим постановлением регистрацией в учетно-регистрационном подразделении (подобная служба есть в каждом отделе полиции, СКР — прим. «Ленты.ру») и присвоением номера заполняется специальная статистическая карточка, которая после подписания ее прокурором является основанием для отражения в статистике сведений о преступлении.

В этом документе, помимо общих сведений о преступлении (квалификация согласно УК РФ, место, время, регион, данные преступника, если такой имеется), вносятся важные для криминологии сведения — род занятий подследственного, его социальный статус, образование, был ли он пьян во время преступления и прочее. Эта информация помогает выработать стратегию борьбы с конкретным видом преступлений, создать криминологические методики. Чем подробнее и точнее сведения — тем нагляднее картина происходящего в криминальном мире страны.

На практике же самыми главными для заполнителей карточек являются поля, в которых отражается код подразделения, раскрывшего преступление, и сам факт раскрытия. Зачастую в заполненные следователем и подписанные прокурором карточки без ведома этих лиц вносятся изменения (чаще всего под давлением руководства), чтобы в первую очередь повысить показатели раскрываемости. Генпрокуратура обеспокоена ростом случаев фальсификации учетных документов, в которых, в том числе, подделываются подписи и печати прокуроров. За последнее время только официально выявлено около 5 тысяч таких случаев, но проверить каждую карточку — глаз не хватит.

«Одно раскрытое преступление множат на сотни, а иногда и на тысячи преступлений. Чаще всего речь идет о тех делах, где уже есть обвиняемый. Или, например, пресловутая ситуация с трупами — обнаруживают тело, а потом вдруг в кармане одежды покойного находят патроны, гранаты, наркотики. На умершего вешают несколько составов преступления. С диким случаем мы столкнулись в Челябинске, когда по семьям умерших граждан ходили сотрудники органов внутренних дел и опрашивали родных, совершали ли покойные при жизни какие-либо преступления — фактически уговаривали людей оклеветать скончавшихся», — рассказывает прокурор.

С помощью таких приемчиков сыщики «выпрямляли» нисходящую кривую раскрываемости в регионе. Ситуация осложняется тем, что данные о делах скрыты от посторонних глаз — а проверяющих на каждый райотдел не напасешься.

Под онлайн-колпаком прокуратуры

По словам Инсарова, бороться с махинациями поможет максимальное исключение ручного ввода данных.

«Мы хотим исключить возможность внесения изменений в документы первичного учета. В новой системе карточка будет электронной; следователь, дознаватель будут подписывать ее своей электронной подписью. В дальнейшем манипуляции с карточкой будут исключены», — говорит Инсаров.

В создаваемой Государственной автоматизированной системе правовой статистики (ГАС ПС) у каждого следователя, руководителя следственного подразделения, начальника органа внутренних дел и прокуроров будут личные кабинеты. Эти участники «статистического производства» смогут войти в интересующее уголовное дело. По сути, материалы расследования (карточка — информационная квинтэссенция каждого расследования — прим. «Ленты.ру») станут электронными. Таким образом само уголовное судопроизводство станет прозрачнее, да и уголовное дело не потеряется.

«В 2015 году мы провели масштабную ревизию по всей стране и обнаружили несколько десятков тысяч утраченных уголовных дел. Среди них дела, отнесенные к тяжким преступления, особо тяжким, дела экономической направленности. Мы ведем работу по восстановлению этих уголовных дел, но задача эта в связи с тем, что события происходили пять-десять лет назад, практически нереальная», — констатирует Инсаров.

Значительная доля уголовных дел теряется при передаче по подследственности: из одного региона ушло, в другом — не появилось.


Скриншот: сайт crimestat.ru

«Система будет отслеживать эти уголовные дела, контролировать. Вместе с внедрением системы вводится и система единой номерации уголовных дел — это позволит проследить весь путь материалов дела на всех инстанциях», — уточнил Олег Инсаров.

В рамках проекта была проведена большая работа с судебным департаментом при Верховном суде.

«Материалы о рассмотрении уголовных дел в судах также в автоматизированном режиме будут попадать в ГАС ПС», — говорит Инсаров.

«Честно» раскрытое и сокрытое преступления

«Мы считаем преступление раскрытым, когда есть лицо [преступник], уголовное дело в отношении него направлено в суд и он осужден. Сейчас же раскрытыми могут являться дела, например, прекращенные за истечением сроков давности. Получается, дело возбудили, немножко порасследовали, оно долежало до истечения сроков привлечения к уголовной ответственности и его прекратили. Тем не менее по действующему правилу это преступление попадает в массив раскрытых. На наш взгляд, это в корне неверно», — рассказал Инсаров.

Подобная практика, по мнению прокурора, создает предпосылки для недобросовестного отношения к своим обязанностям следователями.

Еще один модуль новой автоматизированной системы будет контролировать прием заявлений и сообщений граждан о совершенных преступлениях. В этом разделе отечественной криминальной статистики тоже не все слава богу.

«Мы будем требовать и добиваться того, чтобы все заявления регистрировались в нашем информационной системе. Если у лица отказываются принять заявление или говорят о том, что в изложенном гражданином факте нет состава преступления (говоря простым языком, человека отфутболивают), мы предлагаем на нашем открытом портале ГАС ПС оставить обращение и получить талон-уведомление, после чего мы направим это заявление по подследственности», — сообщил прокурор.

Статистика — одна на всех

Еще одна беда современной правовой статистики — разная природа ее фиксирования. Например, у Следственного комитета свой подход к учету преступлений.

«В СК считают, что если они закончили расследование и передали дело прокурору, то в своих отчетах они отражают, что дело направлено в суд. А это в корне неправильно — прокурор зачастую возвращает материалы для пересоставления обвинительного заключения. Несмотря на это каждый раз, когда дело вновь отправляется в прокуратуру на утверждение обвинения, данные о направлении в суд вносятся в статистику повторно. Поэтому в отчетах о направленных в суд делах у СКР число, как правило, гораздо выше, чем в наших данных», — пояснил Инсаров.

Новый подход должен исключить эти разночтения, так как все статистические данные проконтролируют органы прокуратуры.

Навигатор по злачным местам

На основании данных криминальной статистики формируются рейтинги безопасности тех или иных районов, регионов, привлекательности инвестиций в конкретные сферы экономики, в конце концов, формируется лицо страны на международной арене (взять хотя бы уровни наркотизации, алкоголизации населения или уровень коррумпированности по сравнению с другими державами). Поэтому в Генпрокуратуре считают, что такие данные должны быть максимально достоверными и доступными для ученых, организаций и просто граждан.

«В настоящий момент разработан и функционирует открытый портал Crimestat.ru, где представлено 114 показателей. В перспективе мы планируем размещать на этой площадке данные по каждой статье УК РФ, за исключением преступлений, отнесенных к компетенции ФСБ. Кроме того, в наших планах использование геокодирования и создание так называемой карты преступности — "безопасная улица", "безопасный район", "безопасный город". Это позволит не просто создать красивую интерактивную картинку для граждан, а в первую очередь повысить правоохранительным органам управляемость. Например, для того, чтобы оперативно перегруппировать силы на наиболее опасный участок».

Этот инструмент будет полезен и простым гражданам, например при выборе благоприятного квартала для покупки жилья или школы для ребенка.

***

Над проектом ГАС ПС работала межведомственная рабочая группа, куда входят представители всех ведомств. Концепция прошла все стадии согласования. Проект системы существует, и сейчас идет работа с экспертами «Открытого правительства» над дальнейшей модернизацией системы, сервисов для граждан.

Проект, по оценкам Олега Инсарова, завершен на 90 процентов. Длительное время функционирует пилотная зона в составе шести прокуратур субъектов страны, с 1 декабря эксперимент расширен до 21 субъекта. Тем не менее остаются проблемы с внедрением ГАС ПС на местах — проблема, как это часто бывает, связана с финансированием. У правоохранительных структур пока нет необходимой материальной составляющей для вступления в новую эру статистики — речь о техническом оснащении, программном обеспечении и специалистах, которые будут обслуживать новшество.

Чтобы решить этот вопрос, Генпрокуратура разрабатывает по поручению президента федеральную целевую программу, где будут учтены потребности всех правоохранительных структур для воплощения нового проекта в жизнь. По самым оптимистичным прогнозам, прокурорское ноу-хау заработает повсеместно к 2020 году.

 

Источник Lenta.ru
Иван Петров