Россию ждет новая масштабная реформа полиции. Источник в руководстве МВД передал в распоряжение РБК проект реформы, разработанный расширенной рабочей группой при министре Владимире Колокольцеве. В группу авторов концепции входили ряд специалистов, резко критиковавших изменения, проведенные бывшим главой МВД Рашидом Нургалиевым.
Один из разработчиков реформы, депутат Госдумы Александр Хинштейн в беседе с корреспондентом РБК подчеркнул, что пока проект носит предварительный характер. В этой "дорожной карте" четко прописаны основные задачи: повышение доверия у населения и общества, повышение профессионализма, повышение качества работы. "Наши предложения, которые внесены и будут еще вноситься и обсуждаться, направлены ровно на это", - говорит член рабочей группы при министре внутренних дел.
Зачем нужна новая реформа и чем плоха старая
Позитивным фактором нургалиевской реформы стало сохранение жесткой вертикали централизованного управления в системе МВД, принятие законодательных актов, соответствующих международным стандартам работы полиции, отмечается в концепции.
"Вместе с тем изменения не привели в полной мере к результатам, ожидаемым гражданским обществом. Нарушения законности в органах внутренних дел, к сожалению, продолжают иметь место. Аттестация, в ходе которой было уволено весьма значительное количество не соответствующих велениям времени сотрудников, сама по себе не могла решить задачу принципиального обновления и повышения профессионализма кадрового ядра. В основе на службу в полицию были переведены те же сотрудники милиции, с их положительными и отрицательными качествами", - отмечается в проекте реформы.
Стало ясно, что без изменения системы учета и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях и правонарушениях, без качественного улучшения организации реагирования на них, без отказа от укоренившихся стереотипов оценки эффективности деятельности полиции, стимулирующих сотрудников на укрытие противоправных фактов, манипуляцию со статистикой в целях создания картины мнимого благополучия оперативно-служебной деятельности, цель реформы достигнута не будет.
В этой связи авторы проекта предлагают проводить дальнейшее реформирование по 5 направлениям.
1. Борьба с "палками" и оборотнями
Борьба с оборотнями в погонах и кадровый вопрос станет первым пунктом дальнейших преобразований. Новых масштабных аттестаций проводиться не будет, вместо них будут организованы выборочные аттестации отдельных подразделений, служб и сотрудников на основе компрометирующих материалов в СМИ и жалоб граждан. Для гарантии того, чтобы выборочные аттестации не использовались как повод для увольнения "неугодных" сотрудников, к ним привлекут членов общественных советов и депутатов Заксобраний.
Будет усилена борьба с коррупцией как на "бытовом" уровне (поборы на дорогах, при выдаче лицензий и т.п.), так и на "системном" (связь с представителями организованной преступности). К поиску предателей планируется привлечь ФСБ.
Особое внимание будет обращено на крупные расходы полицейских, намного превышающие их официальные доходы. Планируется подключить Росфинмониторинг для установления зарубежной собственности и финансовых активов сотрудников, попавших в поле зрения подразделений собственной безопасности.
Борьбу с сокрытиемпреступлений среди личного состава и принуждением к увольнению задним числом построят на проведении по каждому факту проверок для выявления причин и условий нарушений законности, правовых и этических норм. Авторы реформы уверены, что необходимо обеспечить немедленноереагированиенакаждоепроисшествие с противоправным поведением полицейских. Также будет повышена личная ответственность руководителей подразделений, а информацию о мерах, принятых в отношении нарушителей и их начальников, будут размещать в СМИ.
Все жалобы на правоохранителей будет стекаться в единую информационную базу данных, которую будут использовать при подготовке материалов к очередным и внеочередным аттестациям. На оговоры сотрудников полиции также последует оперативная реакция.
Предлагается избавиться от клановости и круговойпоруки в системе МВД. Будут введены ограничения при переводе сотрудников из региона в регион и назначениях на руководящие должности.
Для своевременного реагированиянафактыбезосновательногопреследования предпринимателей предлагается создать постоянно действующую рабочую группу по взаимодействию с Уполномоченным при Президенте по защите прав предпринимателей и с Управлением по надзору за соблюдением прав предпринимателей Генпрокуратуры.
Будет усилена борьба с руководителями, принуждающими полицейских к фальсификациям статистики или незаконно наказывающими подчиненных. Признание судом действий начальника незаконными повлечет за собой обязательную дисциплинарную ответственность.
При приеме на службу полицейских и проведении выборочных аттестаций будут использованы новые технологии. Помимо детектора лжи, планируется внедрить отечественную "айскрин"-технологию мониторинга психофизиологического состояния сотрудников.
2. Ближе к народу
МВД намерено активно взаимодействовать с гражданским обществом. "Люди должны знать, что и зачем делает система МВД, соответствуют ли эти действия потребностям общества", - поясняется в тексте проекта. Для этого планирует привлечь общественные и экспертные советы к активному участию в обсуждении актуальных проблем, проводить консультации с местным населением. Будет разработана Концепция взаимодействия МВД России с институтами гражданского общества.
Общественныесоветы будет реформированы, теперь в них будут выдвигать правозащитников и представителей общественных организаций. Членов общественных советов будут привлекать к проверке жалоб на полицейских и соблюдения прав человека в деятельности дежурных частей, ИВС, спецприемников.
Будут организованы горячиелинии и специальные сайты по различным направлениям деятельности: о пропавших детях, о террористических и насильственных экстремистских проявлениях, нарушениях законности сотрудниками полиции.
Будет сделана ставка и на новейшиедостижениявсфереинформационныхтехнологий(в частности, внедрят программу Police Tape, который разработан за рубежом для фиксации правонарушений самих сотрудников полиции).
3. Обратная рокировка
Третий пункт реформы - оптимизация системы. Как отмечают авторы документа, во время реформы Р.Нургалиева была сокращена численность низовых подразделений полиции и укрупнение муниципальных органов внутренних дел, мера отразилась негативно - затруднена процедура подачи заявлений в сельской местности, в поселках и малых городах, снижена быстрота реагирования на сообщение о преступлениях. Теперь предлагается частично отыграть назад.
В крупных городах планируется приблизить наряды полиции к жилому сектору, в сельской местности организовать регулярные объезды отдаленных населенных пунктов для встреч с населением. Передвижные полицейские пункты будут использоваться для приема граждан и немедленного реагирования на сигналы о преступлениях.
Недостаток участковых собираются компенсировать за счет федерального законаомуниципальных инспекторах по охране общественного порядка, которые будут выполнять функцию помощников участкового. Количество и место работы таких муниципальных инспекторов должны будут определять главы субъектов Федерации, а финансирование и материально-техническое обеспечение их деятельности будет осуществляться за счет средств местных бюджетов.
Систему управления региональной полицией также ждет реформа. По утверждению авторов документа, практика показывает, что целесообразно установить положение, когда начальник органа внутренних дел одновременно является начальником полиции и имеет четырех заместителей: по оперативно-разыскной деятельности, по обеспечению общественной безопасности, по организации следствия, по работе с личным составом.
Изменится иструктура региональных управлений. На городских и районных уровнях будут укреплять подразделения угрозыска, участковых и патрульно-постовой службы. Одновременно будут сокращать на этом уровне численность руководителей структурных подразделений.
Оптимизируют и центральный аппарат Министерства с упором на приоритетное развитие отраслевых служб, непосредственно организующих борьбу с преступностью и охрану общественного порядка. Одновременно сокращения проведут в "обеспечивающих"подразделениях.
В случае одобрения реформы будет восстановленединыйоргануправления - Штаб МВД России с одновременным воссозданием штабов на уровне субъектов Российской Федерации.
Реформаторы предлагают по возможности вернуться к прежней схеме размещения территориальных органов внутренних дел в республиканских, краевых, областных центрах (в настоящее время на территории одного городского округа всего один территориальный орган МВД России на районном уровне).
Оптимизация предполагает отказотненужного"бумаготворчества" в организации оперативно-разыскной деятельности, особенно низовых оперативных подразделений полиции. Для этого будут разработаны новые нормативные акты по организации оперативно-разыскной деятельности.
Рекомендуется изменить работу по розыску пропавших без вести, особенно детей. Авторы концепции отмечают неудачи в этой сфере - за последние 10 лет результативность розыска без вести пропавших снизилась на 11%. Теперь розыск пропавших станет одним из приоритетных направлений работы МВД. В МВД России и его региональных управлениях будут созданы центрыпопоискупропавшихдетей по модели американского центра в городе Александрия.
Также будет восстановлена публикация статистических данных о результатах разыскной работы, разыскные подразделения укрепят наиболее подготовленными оперативниками, будут шире использовать компьютерные технологии для размещения информации о пропавших людях, к поиску людей привлекут волонтерские организации.
Другой проблемной точкой группа Колокольцева называет работупораскрытиюпреступленийпрошлыхлет. На 1 января 2011г. общая численность убийств и покушений на убийства, по которым срок давности не истек и которые остались нераскрытыми, превысила 90 тыс., а умышленных причинений тяжкого вреда здоровью - 200 тыс., изнасилований - 20,5 тыс.
Предлагается укрепить состав специализированных следственно-оперативных групп по раскрытию тяжких преступлений прошлых лет.
4. Статистика правды
Одним из основных этапов новой реформы станет изменение действующей системы выявления, учета и регистрации преступлений, превращение уголовной статистики в "статистику правды".
Будет создана государственная автоматизированная система правовой статистики и федеральный центр обработки статистических данных о состоянии преступности. В ведомстве уверены, что система обеспечит прозрачность, достоверность и полноту учета сведений о преступлениях.
Предлагается также апробировать экспериментальную систему регистрации заявлений о преступлениях и пропавших без вести:
-
внедрение формализованных бланков заявлений;
-
обеспечение обязательной оценки действий сотрудников полиции со стороны заявителей;
-
использование психологов-волонтеров при работе с потерпевшими от преступлений при приеме заявлений;
4. совершенствование системы информирования потерпевших о принятых по заявлениям мерах.
Авторы концепции предлагают провести эксперимент по внедрению стационарного автоматизированного поста полиции ("Электронный городовой"), в которых граждане могли бы через электронные терминалы подавать заявления о преступлениях и иных чрезвычайных ситуациях.
Необходимо изменить законодательную базу, которая препятствует началу производства расследования по обращениям о преступлениях. Действующий закон допускает принятие решений об отказе в возбуждении уголовного дела. Такая ситуация создает благоприятные условия для манипуляций с поступившими жалобами и заявлениями граждан и уголовной статистикой. Предполагается введение стандартов, действующих по этим вопросам в большинстве стран Европы и в США.
Один из предлагаемых вариантов - процессуальная модель, согласно которой по поступившему заявлению, сообщению о преступлении следователь, дознаватель, орган дознания начинают производство по уголовному делу. Фактически возникает необходимость отказаться от института возбуждения уголовного дела в российском понимании, трансформировав его в институт начала уголовного судопроизводства. Данный институт включает следующую систему действий:
1) принятие, регистрация сообщения о преступлении
2) проверка сообщения о преступлении - собирание доказательств
3) задержание сроком до 48 часов без судебного решения
4) производство следственных действий.
Одновременно предлагаются и новые меры по защите предпринимателей от неправомерного уголовного преследования. В частности, планируется усилить прокурорский контроль по таким делам и дополнить УПК РФ главой 50.1 "Производство по уголовным делам о преступлениях в сфере экономической и предпринимательской деятельности".
Будут введены и новыекритерииэффективностидеятельностиполиции. Ее будут оценивать по показателям выявления реального количества преступлений, своевременности и качества реагирования на них, полноты и быстроты восстановления законных интересов заявителей, а также на основе изучения мнения граждан о личной безопасности и деятельности органов внутренних дел. Оценка эффективности полицейского будет в первую очередь учитывать его способность работать с проблемами местного населения и умение вовлекать местных жителей в процесс охраны правопорядка.
Авторы проекта уверены, что внедрение обновленной системы доступа граждан к правоохранительной помощи приведет к следующим результатам.
-
У граждан России появится гарантия того, что полиция будет эффективно реагировать на их заявления и сообщения о преступлениях в соответствии с нормами процессуального закона;
-
повысится процессуальная роль потерпевших от преступлений и гарантия возмещения причиненного им ущерба, это является наиболее эффективным, хорошо мотивированным инструментом общественного контроля за ходом расследования;
-
затраты времени свидетелей и потерпевших могут быть существенно уменьшены в связи с внедрением нового процессуального порядка расследования.
5. Борьба с мафией, миграцией и рабством
По мнению разработчиков новой концепции, полиции необходимо перестроиться для борьбы с современными угрозами. В целях усиления борьбы с организованной преступностью предлагается подготовить проект Государственной концепциипротиводействияорганизованнойпреступности, а также модифицировать объединенный банк данных МВД России на региональные, межрегиональные и транснациональные преступные сообщества.
Также при МВД России должна появиться Межведомственная комиссияпопротиводействиюторговлелюдьми, которая займется вопросами борьбы с сексуальной и трудовой эксплуатацией, торговлей человеческими органами и тканями, организованными формами незаконной миграции, производством и распространением детской порнографии. В комиссию планируются включить представителей Генпрокуратуры, МИД, СК, ФСБ России, ФМС, ФТС и Росфинмониторинга.
Также ведомство планирует усилить борьбу с нелегальной миграцией и националистами. В регионах, где остро стоит проблема преступности со стороны мигрантов, будут созданы специализированные оперативно-разыскные подразделения по борьбе с незаконной миграцией. Интересно, что этим же подразделениям поручат защищать незаконно ввезенных мигрантов от нападений националистических группировок.
Изменения коснутся и борьбы с терроризмом - предлагается оптимизировать работу по розыску террористов и экстремистов на территории СНГ. Все погранпункты будут обеспечены доступом к базе данных федерального розыска "ФР - Оповещение". Полицейских обучат действиям в различных ситуациях опасности, для этого будут проведены командно-штабные учения и деловые игры.
Будет разработана также Государственная программа по противодействию криминализации экономики России, в ней будут сделаны акценты на создание современной межведомственной системы борьбы с налоговыми преступлениями и отмыванием преступных доходов.
Группа по реформе МВД считает необходимым реформировать систему борьбы с наркотиками, в ведомстве отмечают, что сейчас две трети всех наркопреступлений выявляются МВД.
Ваши предложения
Авторы концепции подчеркивают, что предложенные ими направления дальнейшего реформирования не являются исчерпывающими, и предлагают гражданскому обществу вносить свои предложения по созданию в России действительно современной, работоспособной и авторитетной полиции XXI века.
Источник: http://top.rbc.ru/politics/27/09/2012/671716.shtml