Депутаты и силовики предложили смягчить закон о применении силы к заключенным

17 июня 2016

Рабочая группа при комитете Госдумы по безопасности по подготовке законопроекта о применении силы и спецсредств к заключенным закончила разрабатывать поправки ко второму чтению документа. Об этом РБК сообщил член президентского совета по правам человека (СПЧ) Андрей Бабушкин, принимавший участие в подготовке поправок. В рабочую группу также входят зампред думского комитета по безопасности Александр Хинштейн, представители МВД, Минюста, Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) и аппарата уполномоченного по правам человека и Государственно-правового управления президента (ГПУ).

Режим не опасен

Законопроект, внесенный правительством и принятый в октябре 2015 года в первом чтении, удваивал число оснований для применения физической силы, спецсредств и оружия к осужденным или заключенным. По действующему законодательству применять силу можно только в целях самозащиты или для пресечения грубого нарушения режима. Поправками же разрешалось применять силу к заключенным для пресечения любых нарушений режима содержания, блокирования движения групп осужденных, а также «иных противоправных действий, дезорганизующих деятельность» исправительного учреждения или следственного изолятора. За обширный список оснований для применения силы сотрудниками тюрем правозащитники окрестили документ «законом садистов».

Ко второму чтению члены рабочий группы исключили из законопроекта самое спорное положение — право на применение силы для пресечения нарушения осужденными режима содержания, следует из поправок, которые есть в распоряжении РБК. Против этого пункта выступила занимавшая тогда должность уполномоченного по правам человека Элла Памфилова. «Применение силы и спецсредств не только за нарушение режима, но и в целях пресечения подобных нарушений создает условия для произвольного насилия в отношении осужденных», — заявляла Памфилова, уточняя, что это может привести к произволу со стороны сотрудников ФСИН. «Не так поздоровался с сотрудниками администрации, не так сделал упражнения на зарядке — осужденного можно избивать», — поясняла омбудсмен в июне 2015 года. На неопределенность такого основания, как пресечение нарушения режима, указывало и правовое управление Госдумы в своем отзыве на зако​нопроект.

В подготовленной рабочей группой редакции законопроекта в целом дополнены и уточнены случаи, когда могут быть применены физическая сила и спецсредства. Согласно предложенным поправкам, применение силы по возможности должно быть снято на камеру. Кроме того, после применения силы сотрудники тюрем должны немедленно уведомить прокурора, если кто-то погиб в результате применения силы или получил телесные повреждения. Если случаи насилия происходят при конвоировании, сотрудники также должны немедленно сообщать об этом начальству по телефону.

Члены рабочей группы уточнили порядок использования водометов. В правительственном законопроекте говорилось, что водометы нельзя использовать при температуре ниже 0°С. Ко второму чтению порог был повышен до 5°С. Новая редакция законопроекта даст сотрудникам ФСИН право не выполнять заведомо незаконные приказы и распоряжения руководителя подразделения, будучи в составе подразделения. В прежнем варианте это не оговаривалось. Также исправленный документ разрешает использовать силу, спецсредства и оружие сотрудникам уголовно-исполнительных инспекций.

Не торопиться с законом

С момента принятия законопроекта в первом чтении он претерпел серьезные изменения, говорит Хинштейн. «Мы в рабочей группе при комитете по безопасности с участием всех заинтересованных сторон переработали и детализировали документ и учли замечания правозащитников», — отметил депутат. Свои заключения ко второму и третьему чтениям уже подготовили и думские юристы (опубликованы в думской базе). В них нет никаких замечаний.

Члены СПЧ настаивают на принятии законопроекта до окончания весенней сессии Госдумы и завершения работы ее нынешнего созыва. Председатель СПЧ Михаил Федотов даже направил письмо Хинштейну с просьбой рассмотреть законопроект во втором и третьем чтениях в ближайшее время, рассказал РБК сам Федотов. «Письмо я написал около недели назад. Так называемый закон садистов был серьезно переработан, по нашему мнению, документ готов к рассмотрению», — уточнил председатель СПЧ.

Несмотря на готовность законопроекта, Государственно-правовое управление президента (ГПУ) не хочет принимать его в спешке до конца сессии, чтобы избежать скандала, говорит собеседник РБК в рабочей группе. По его словам, учитывая, что документ окрестили «законом садистов», его ускоренное принятие не позволит нивелировать этот имидж. Бабушкин также утверждает, что против скорейшего рассмотрения законопроекта выступает ГПУ. «Руководитель управления Лариса Брычева говорит, что торопиться с этим законопроектом не стоит. Мы же считаем, что законопроект полностью готов», — сообщил Бабушкин. Сотрудник ГПУ отказался от комментариев.

На следующем заседании комитета по безопасности, которое состоится 20 июня, законопроект рассмотрен не будет, в повестке его не стоит, говорит источник РБК в комитете. Предстоящее заседание — последнее в этой сессии.

Бабушкин предполагает, что рекомендации подождать с принятием законопроекта связаны с окончанием работы нынешнего созыва Госдумы. Избрание новой Госдумы будет означат обнуление договоренностей депутатов уходящего созыва и правозащитников, уверен Бабушкин. Из-за этого новая Госдума может одобрить законопроект в его изначальном виде, опасается правозащитник. Отказ рассматривать законопроект в ближайшее время играет на руку силовикам, которые сейчас были вынуждены пойти на уступки правозащитникам, полагает Бабушкин.

Повод для силы

Поводом для применения физической силы или спецсредств должно быть пресечение преступлений или административных правонарушений, неповиновения или противодействия законным требованиям сотрудника ФСИН, задержание осужденного или заключенного. В этих же случаях могут применяться спецсредства — газовые средства, специальные палки, наручники, электро- и светошокеры, служебные собаки, водометы, бронемашины и т.д. Если перечисленного не имеется, сотрудник ФСИН может использовать подручные средства. Законопроект дает право применять спецсредства для пресечения массовых беспорядков в местах содержания заключенных, групповых нарушений, дезорганизующих деятельность учреждения, попыток побега при конвоировании, для освобождения заложников, захваченных заключенными, задержания сбежавших заключенных.

Огнестрельное оружие тюремщики смогут использовать, чтобы помешать завладению оружием или транспортом, вооруженному сопротивлению или нападению, для защиты жизни, освобождения заложников и т.д. Находиться с оружием на внутренних территориях тюрем и СИЗО, ограниченных линией охраны, сотрудникам запрещено.

Нельзя будет использовать спецсредства и оружие в отношении беременных женщин, инвалидов и несовершеннолетних, кроме случаев, когда они оказывают вооруженное сопротивление, участвуют в массовых беспорядках и т.д. Специальной палкой нельзя бить по голове, шее, животу, ступням, половым органам, ключичной области и области проекции сердца. То же касается электрошокеров.

 

Источник РБК