Политолог Владимир Кудрявцев о сильных и слабых сторонах российской судебной и правоохранительной систем.
Места в различных мировых рейтингах и индексах давно превратились в своеобразный фетиш для чиновников по всему миру, и это неудивительно. С одной стороны, чем выше страна в том или ином рейтинге, тем более привлекательна она для инвестиций. С другой – высокие позиции или по крайней мере устойчивая положительная динамика помогает обезоружить политических противников внутри страны. Действительно очень сложно критиковать правительство, которое хорошо выполняет свою работу или успешно справляется с проблемами, причем такая оценка отражена не в собственных победных реляциях, а в индексе, составленном внешними экспертами и претендующем на объективность.
Недавно международная НКО The World Justice Project выпустила новый доклад о состоянии верховенства права в мире. Такие доклады выходят с 2006 г., а с 2010 г. центральное место в них занимает индекс верховенства права (ИВП). Индексация стран производится как с помощью оценок экспертов, так и с использованием репрезентативных соцопросов по крупным городам. В ходе таких опросов респондентам предлагаются виньетки – замеряется реакция на своеобразные мысленные эксперименты, например: «Представьте себе, что крупный чиновник был уличен во взятке. Какой будет реакция властей?» Это в некоторой степени защищает доклад от обычной критики насчет возможной ангажированности экспертов.
Сейчас оценка уровня верховенства права и рейтинг страны проводится по 44 показателям, которые свертываются в восемь факторов: ограничения госполномочий, отсутствие коррупции, открытое правительство, права человека, порядок и безопасность, правоприменение, гражданское и уголовное правосудие. В первом приближении положение России в ИВП не внушает оптимизма: по 38 из 44 показателей она находится ниже среднего по планете.
Данные по России появились в этом индексе с 2011 г. Тогда в него входило всего 66 стран и Россия находилась на 49-й позиции. С тех пор наше место менялось: от № 75 в списке из 102 стран до № 92 в списке из 97 стран. В этом году Россия стала № 89 в списке из 112 стран, незначительно улучшив свой прошлогодний результат – № 92 в списке из 102 стран. При этом Россия остается на низких позициях как в своей доходной группе (№ 32 из 36 стран), так и в своем регионе (№ 11 из 13 стран).
Как в контексте этого индекса следует оценивать положение России? По каким позициям страна сильно проседает, а по каким выглядит более пристойно? Какова динамика?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо сделать несколько важных уточнений. Постоянное увеличение количества изучаемых стран вкупе с периодическими изменениями шкалы оценки усложняет содержательную интерпретацию изменения места в рейтинге. Очевидно, что № 89 в списке из 112 стран совершенно не то же самое, что № 92 в списке из 97 стран или № 49 в списке из 66 стран. Поэтому самым логичным и правильным представляется сравнивать страну с самой собой во времени. Если мы это сделаем, то увидим, что, хотя Россия из года в год продолжает плестись в хвосте своей доходной и региональной группы, в сущности, ее положение в ИВП в последние годы не улучшалось, но и не ухудшалось. Эксперты и население стабильно отмечают отсутствие системы сдержек и противовесов, разделения властей и реальной независимости судей, что и тянет страну вниз в рейтинге. При этом есть и отдельные положительные моменты, компенсирующие этот тренд.
Декомпозиция индекса показывает, что существует несколько показателей, по которым Россия стабильно выступает существенно лучше, чем в среднем по миру. Это скорость гражданского и административного правосудия, а также с десяток позиций, в которых мы или незначительно лучше или чуть-чуть хуже, чем в среднем по миру: открытость данных и законодательства, трудовые права, отсутствие дискриминации, доступность правосудия, контроль преступности и даже, как ни странно, пенитенциарная система. Последнее, впрочем, объясняется тем, что везде, кроме Европы, этот показатель крайне низок, так что Россия на общем фоне выглядит умеренно плохо.
Можно скептически оценивать ИВП, сомневаться в объективности международных экспертов, обвинять их в ангажированности, как это сейчас часто бывает. Но трудно не заметить, что индекс в целом адекватно фиксирует российскую специфику. Все, что касается технической и процедурной стороны права, а также работы полицейских сил, находится на приличном уровне и повышает место России в рейтинге. Все, что относится к функциям права как ограничителя произвола властей, к независимости судей, тянет Россию в самый конец рейтинга. В контексте заявленной руководством страны политики по совершенствованию судебной системы международный индекс верховенства права может стать одним из индикаторов, показывающих результативность этой политики.
Источник: Ведомости, Extra Jus.