Концепция

Концепция информационной открытости полиции

(предложения по реформе открытости полиции)

 

Иван Бегтин, [email protected]

Основные положения

Концепция (предложения по реформе) информационной открытости полиции – это набор предложений от лица Комитета Гражданских Инициатив по существенному увеличению и повышению качества публичной деятельности правоохранительных органов, предоставлению общественно-значимой информации широкой обществненности для укрепления диалога по повышению собственной прозрачности.

Данные предложения были подготовлены в рамках проекта “Открытая полиция” и нацелены на создание среды открытого диалога между правоохранительными органами в лице МВД России и гражданским обществом и повышение уровня доверия между сторонами.

I.Открытый диалог

1.      Учреждение должности уполномоченного по информационной открытости:

В МВД России должна быть введена должность «Уполномоченного по информационной открытости» аналога Европейской должности Информационного комиссара, который должен иметь право обязывать подразделения полиции раскрывать информацию и проводить консультации с общественными организациями.

Например, в случаях, когда органы полиции на местах отказывают в предоставлении информации или же обеспечивают её в недостаточном качестве, необходима возможность обжалования их действий.

2.      Организация регулярных публичных консультаций по открытости МВД России:

Необходимы регулярные консультации руководства МВД России, профильных департаментов и подчиненных учреждений с общественными и профессиональными организациями по вопросам информационной открытости полиции. К консультациям должны привлекаться все общественные организации, осуществляющие мониторинг деятельности МВД, а также все заинтересованные в обеспечении открытости ведомства и государства. Результаты публичных консультаций – протоколы встреч, принятые решения, представленные материалы должны быть публичны и доступны неограниченному числу лиц на официальном сайте МВД России.

3.      Публичный сбор предложений от граждан по открытости МВД России:

Организация обратной связи с гражданами, которая включала бы организацию сбора предложений по обеспечению открытости и реформе МВД необходима. Организация связи, реализованная посредством сети Интернет должна включать: обязательную публичность всех предложений, возможность голосовать и выражать поддержку предложений одних граждан другими, обязательную публичную реакцию ответственных лиц МВД России на все предложения, набравшие максимальную поддержку граждан.

II. Финансовая открытость

4.      Детальное раскрытие данных о бюджете МВД России:

Министерство внутренних дел Российской Федерации является одним из крупнейших органов власти, как по бюджету, так и по количеству сотрудников. Существующая практика раскрытия информации о бюджете МВД не позволяет гражданам и СМИ оценить сбалансированность его распределения. Необходимо раскрытие информации о бюджете не только МВД, как министерства, но и бюджетов: УВД по субъектам федерации, управлениям по федеральным округам, ГИБДД, управлениям ГИБДД в субъектах федерации, управлениям МВД России на транспорте по федеральным округам и образовательным учреждениям МВД России с детализацией до кодов бюджетной классификации.

Раскрытие данных о бюджете должно осуществляться, как наглядным образом в виде диаграмм или текстового (табличного) описания, так и в машиночитаемых форматах. Данные должны быть доступны для всех граждан, без требований по предварительной регистрации или иных ограничений.

5.      Обеспечение систематизированного раскрытия сведений о доходах сотрудников МВД России:

Текущая практика раскрытия информации о доходах сотрудников МВД заключается в публикации ежегодных файлов со списками сотрудников и обязательных сведений о их доходах за истекший период (1 год) на сайте МВД России в специализированном разделе (http://mvd.ru/mvd/protivodeistvie). Учитывая количество сотрудников МВД России, централизованную публикацию данных, отсутствие данных о доходах на сайтах УВД по субъектам федерации, сайтов транспортной полиции и так далее, текущий способ публикации ограничивает доступность данной информации для всех граждан. Раскрытие информации о доходах сотрудников МВД должно осуществляться систематизированным образом, либо в машиночитаемых форматах, либо в виде простой и понятной информационной системы, обеспечивающей поиск и наглядную визуализацию информации по аналогии с практикой публикации сведений о доходах Государственной Думы и Федерального Собрания Российской Федерации. Пример: (http://www.duma.gov.ru/structure/deputies/131285/)

Данные должны быть доступны для всех граждан, без требований по предварительной регистрации или иных ограничений.

III. Публикация открытых данных

6.       Создание каталога открытых данных МВД России:

Для эффективного взаимодействия с активной частью граждан, гражданским обществом, профессиональными и исследовательскими организациями необходима доступность информации МВД России в форматах, пригодных для машинной обработки (открытых данных). Для этой цели необходимо, либо создать специальный раздел на сайте МВД России, либо портал data.mvd.ru где публиковать ключевые массивы данных, которыми на сегодняшний день располагает МВД России.

7.      Раскрытие данных криминальной статистики с детальностью до отделения полиции:

Существующая практика публикации информации о деятельности полиции не предусматривает публикации детализированной статистики, охватывающей отделения полиции и линейные отделения полиции на транспорте. В то же время именно эта информация жизненно важна для граждан, предпринимателей, других органов и ветвей власти для принятия ключевых решений. Для граждан эта информация актуальна при выборе места работы и перемене места жительства, для предпринимателей – это один из важных аспектов при открытии нового или развитии имеющегося бизнеса, для местных властей – даёт картину происходящего и позволяет предпринимать меры по снижению и профилактике преступности, изменению среды обитания, организации программ занятости населения и другим целенаправленным усилиям.

Необходимо регулярное и обязательное раскрытие криминальной статистики по всем отделениям полиции в Российской Федерации в форматах открытых данных с возможностью использования данных в общественных проектах и научно-исследовательских работах.

Данные должны быть доступны для всех граждан, без требований по предварительной регистрации или иных ограничений.

8.      Раскрытие данных об отделениях полиции и участковых:

Информация об отделениях полиции и участковых в разных формах и объёмах разбросана по официальным сайтам УВД по субъектам федерации и официальному сайту МВД России. Лишь отчасти она систематизирована на портале 112.ru, где, однако, отсутствует контактная информация значительной части участковых уполномоченных, а также отсутствует регламент и даты обновления информации. Без детальной перепроверки невозможно убедиться в её целостности и актуальности.

Данная информация является критически важной для большинства граждан поскольку для каждого гражданина, пострадавшего от противоправных действий доступность и удобство работы с информацией позволяет оперативно обратится в правоохранительные органы и иметь большие шансы на противодействие свершившемуся или совершаемому преступлению.

Для обеспечения доступности данной информации необходимо её раскрытие в машиночитаемом виде (в формате открытых данных). При этом информация по отделениям должна включать: номер отделения полиции, полное наименование отделения полиции, полный адрес отделения, телефон дежурной части, факс (при его наличии), email адрес (при его наличии), код субъекта федерации, код ОКАТО, название субъекта федерации, название административного района субъекта федерации, географические координаты (желательно), ФИО руководителя отделения, телефон службы собственной безопасности, которому подведомственно данное отделение полиции.

Раскрытие информации об участковых должно включать: уникальный номер, ФИО участкового, номер отделения полиции которому подведомственен участковый уполномоченный, название отделения полиции, контактный телефон, фотография участкового, код субъекта федерации, код ОКАТО, название субъекта федерации, название административного района субъекта федерации, наименование поселения в районе, территория охвата участковым, телефон службы внутренней безопасности, обладающей полномочиями на данной территории, должность и звание участкового

Данные должны быть доступны для всех граждан, без требований по предварительной регистрации или иных ограничений.

9.      Раскрытие других данных и регламентация данного процесса:

Помимо данных о бюджете, сведений об отделениях и участковых, криминальной статистике, существуют многочисленные базы данных формально или “де-факто” принадлежащие МВД России. К подобным базам данных можно отнести: сведения о подразделениях ГИБДД, сведения о государственных услугах МВД России, включая места их оказания, статистическую информацию об обращениях граждан, календари памятных данных, каналы RSS для трансляции новостей и многое другое. Реальную востребованность подобных данных можно оценить лишь их раскрытием и публичными консультациями с общественными организациями.

Должна быть разработана дорожная карта раскрытия массивов данных и приоритизация раскрытия на основе опроса граждан и представителей некоммерческих организаций.

IV. Повышение качества предоставления информации гражданам

10.   Публикация нормативно-правовых документов МВД России в текстовом формате:

Для большинства современных читателей официальных документов жизненно важным является не просто наличие нормативно-правового документа на сайте ведомства, но и возможность работы с ним. А именно - осуществлять поиск по тексту, копировать его текст целиком. С развитием планшетных и переносных компьютеров документы гораздо реже печатаются, чем читаются с экрана. Публикация документов в так называемых “форматах для качественной печати” на сайте http://mvd.consultant.ru/ является ничем не оправданным ограничением прав и свобод граждан по доступу к официальной информации МВД России.

Практика публикации документов с наличием текста пригодного для поиска и копирования существует в большинстве других федеральных органов власти, например, Минздрав России - http://www.rosminzdrav.ru/docs или ФМБА России - http://fmbaros.ru/documen/.

Необходима официальная публикация документов, в виде текстов, а не отсканированных страниц в МВД России.

11.   Систематизация официальных сайтов МВД России:

Сложившаяся практика публичной деятельности отдельных подразделений МВД России и министерства в целом, позволяет говорить о недостаточной систематизации публичного присутствия и, как следствие, открытости данного ведомства. Одной из ключевых проблем является разбросанность материалов МВД России по сотням различных сайтов. При этом, несмотря на то, что в последнее время все сайты УВД России в субъектах федерации были перенесены как поддомены домена mvd.ru, также как и сайты управлений по транспорту в федеральных округах, большая часть сайтов МВД, по прежнему, несистематизована и вынесена за пределы официальных сайтов.

Это вызвано тем, что на сегодняшний день в МВД России никак не регламентировано создание сайтов и публикацияна них данных подразделениями МВД ниже субъектного подчинения и, как следствие, существуют десятки и сотни сайтов отдельных подразделений по городам и муниципальным районам.

Например:

-        УМВД по городу Самара - http://www.uvd-samara.ru/

-        УМВД по городу Волжский -http://www.uvdvlz.ru/

-        УМВД по ЮАО г. Москвы - http://www.uvduao.ru/

-        УМВД по городу Набережные Челны - http://uvd.nabchelny.ru/

-        УМВД по городу Волгограду - http://volgograd-uvd.ru/

-        УМВД по городу Тольяти - http://www.uvdtlt.ru/

-        УМВД по городу Оренбургу - http://www.orenguvd.ru/

Помимо создания отдельных сайтов, существует практика создания официальных страниц подразделений МВД на сайтах городских, районных и поселковых администраций. На этих сайтах официальные представители МВД регулярно публикуют последние сводки и иную необходимую населению информацию.

Например:

-        УМВД по городу Казани - http://www.kzn.ru/old/uvd

-        Межмуниципальное управление МВД России «Мытищинское» - http://www.mytyshi.ru/pravo/The_Office_of_Internal_Affairs/

В рамках централизованного портала МВД России необходимо создание официальных сайтов каждого подразделения МВД с возможностью для сотрудников публиковать следующую информацию:о структуре подразделения, контакты, оперативные сводки, новости подразделения, статистику подведомственной территории, сведения о доходах сотрудников и многое другое.

Для реализации данной задачи необходимо:

1.      Проведение обследования, каталогизации и систематизации всех существующих ресурсов МВД России

2.      Создание технологической платформы для публикации материалов всеми подразделениями МВД России на едином портале.

3.      Нормативно-правовое обеспечение раскрытия информации всеми подразделениями МВД России.

Скачать "Концепция информационной открытости полиции" (36,4 KБ)