Процедура доставления прямо предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Доставление представляет собой принудительное препровождение гражданина, подозреваемого в совершении правонарушения, для составления протокола об административном правонарушении. При это доставление возможно лишь тогда, когда такой протокол не может быть наставлен на месте выявления правонарушения.
Сотрудники полиции вправе доставить гражданина в случае, если предполагаемое правонарушение относится к их компетенции, а также когда к ним обратились другие должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях в случае выявления таких правонарушений. К примеру, если кто-то проводит шумные ремонтные работы ночью и тем самым нарушает региональный закон, то местные чиновники вправе обратиться к полиции за помощью, чтобы зафиксировать правонарушении и при наличии оснований доставить нарушителя для составления протокола.
В соответствии с законом полиция вправе доставлять граждан в служебное помещение органов внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения.
Кроме того, доставлять могут также подозреваемого в совершении преступления. В таком случае гражданин доставляется в орган дознания или к следователя, а доставление фактически является элементом задержания.
Основные нормы закона:
Статья 27.1 КоАП РФ (Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении);
Статья 27.2 КоАП РФ (Доставление).
Задержание – это ни что иное как лишение свободы. В соответствии с положениями статьи 22 Конституции Российской Федерации до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Закон «О полиции» наделяет сотрудников правоохранительных органов правом на задержание 13 категорий лиц: начиная от подозреваемых в совершении преступления и заканчивая теми, кто скрылся из психиатрической лечебницы или попытался совершить суицид.
При задержании полицейский обязан назвать гражданину свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, а также разъяснить ему причину и основания задержания, а также возникающие в связи с этим права: право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.
При задержании гражданина и его личные вещи, а также автомобиль, досматривают. Не позднее трех часов с момента задержания задержанный имеет право на телефонный разговор.
В случае задержания гражданина полицейские обязаны составить протокол о задержании, в котором указать дату, время и место, основания и мотивы задержания, сведения о факте уведомления близких задержанного и другие сведения. Копия этого протокола обязательно должна быть вручена гражданину.
Во время задержания граждане содержатся в специально отведенных помещениях под охраной. Они также должны обеспечиваются питанием и медицинской помощью, а также определенными минимальными условиями содержания.
Важно заметить, что административное задержание, то есть задержание, которое производится в случае подозрения гражданина в совершении административного правонарушения, отличается от «обычного» задержания.
Так, срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения задержанного, в то время как срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, а именно с момента доставления в полицейский участок.
Основные нормы закона:
Статья 22 Конституции Российской Федерации;
Статья 14 Федерального закона «О полиции» (Задержание);
Глава 12 УПК РФ (Задержание подозреваемого);
Статья 27.1 КоАП РФ (Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении);
Статья 27.3 КоАП РФ (Административное задержание);
Статья 27.4 КоАП РФ (Протокол об административном задержании).
Это конституционное право, суть которого заключается в том, что никто не может быть лишен свободы иначе как в строго определенных случаях и в порядке, установленном законом. Иными словами, в правовом государстве не допускается произвольное лишение свободы (задержание или арест)
Значение термина «лишение свободы» в его конституционно-правовом смысле является автономным и затрагивает различные ограничения свободы, Включая, к примеру административное задержание даже на срок до 3 часов, несмотря на то, что оно носит кратковременный характер.
Во-первых, любое задержание должно отвечать требованию законности, в частности, быть обусловлено как минимум одной из следующих целей: (1) производиться с тем, чтобы задержанное лицо предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения, либо в связи с (2) необходимостью предотвратить совершение задерживаемым лицом правонарушения или (3) помешать ему скрыться после его совершения.
Во-вторых, лишение свободы должно быть необходимым, а именно применяться исключительно с целью защиты конституционных интересов, быть способным обеспечить социально необходимый результат. Полиция не может ограничиться одним лишь упоминанием легитимной цели задержания в соответствующем протоколе.
В-третьих, лишение свободы должно быть соразмерным (пропорциональным) преследуемым законным (формальным) целям – задача судов общей юрисдикции проверять, было ли такое ограничение права на свободу и личную неприкосновенность единственной разумной мерой в конкретных обстоятельствах и не имелось ли альтернативных средств, позволяющих достичь того же результата, но с меньшей степенью вмешательства в права гражданина.
Незаконное лишение свободы является уголовным преступлением, ответственность за которое предусмотрена статьей 127 УК РФ.
Вред, причиненный гражданину в результате незаконного лишения свободы, подлежит возмещению в порядке статьи 1070 ГК РФ в полном объеме, независимо от наличия или отсутствия вины должностных лиц.
Основные нормы закона:
Статья 22 Конституции Российской Федерации;
Статья 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Право на свободу и личную неприкосновенность).
Исполнение полицейскими обязанностей нередко связано с различными рисками. Причинение физической силы или даже оружия может потребоваться в самых разных ситуациях – как для защиты жизни или здоровья, так и, к примеру, задержания преступников, поэтому является правом полиции.
Перечень случаев, когда сотрудники правоохранительных органов имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также порядок их применения, четко регламентированы законом.
Физическую силу сотрудник полиции вправе применять только тогда, когда несиловые способы не обеспечивают выполнения должностных обязанностей, а именно если необходимо преодолеть противодействие законным требованиям полицейского (к примеру, когда полицейский просит освободить часть тротуар для проезда спецтранспорта), пресечь правонарушение или преступление, либо же доставить правонарушителя в служебное помещение.
Кроме того, сотрудник вправе применять физическую силу в случаях, когда разрешается применение специальных средств или огнестрельного оружия оружия.
На вооружении у полицейских имеется большое количество специальных средств – начиная от резиновых палок и газовых баллончиков и до водометов и бронемашин.
Перечень ситуаций, в которых сотрудник полиции может применять специальные средства:
Вместе с тем, сотруднику полиции запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видными признаками беременности, а также лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, если они не оказывают вооруженного сопротивления и не пытаются нападать на посторонних граждан или полицейских группой, либо же если такое нападение угрожает чьей бы то ни было жизни или здоровью. В некоторых случаях закон предусматривает отступления и от этих ограничений.
Наконец, полиция также вправе применять огнестрельное оружие:
Закон запрещает применять оружие с выстрелами на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев, когда эти лица оказывают вооруженное сопротивление, совершают вооруженное или групповое нападение, которого угрожает чьей-либо жизни или здоровью.
Также запрещено применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если это может повлечь за собой ранение случайных лиц.
Закон предполагает, что если у полицейского отсутствуют спецсредства или оружие, то в состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании преступника, он имеет право использовать любые подручные средства или иное оружие, не состоящее на вооружении в МВД.
Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законом.
Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Основные нормы закона:
Глава 5 Федерального закона «О полиции» (Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия).
Действующее законодательство закрепляет за каждым гражданином право на получение квалифицированной юридической помощи, однако бесплатно такая помощь предоставляется лишь в случаях, прямо предусмотренных в законе.
В частности, право на помощь адвоката (защитника) должно быть обеспечено с момента возбуждения в отношении гражданина уголовного дела или его задержания. В случае подозрения в совершении гражданином административного правонарушения, защитник допускается к участию в производстве по делу с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
Это право обязывает государство создавать и надлежащие условия гражданам для его реализации, а лицам, оказывающим юридическую помощь, в том числе адвокатам, - для эффективного осуществления их деятельности. В этой связи явно недостаточно просто допустить адвоката к гражданину – как минимум они должны иметь возможность на конфиденциальное общение, выработку позиции по делу и пр.
При этом ошибочно полагать, что любой назначенный подозреваемому, обвиняемому или подсудимому адвокат по уголовному делу является бесплатным – закон предусматривает возможность возложения обязанности по возмещению процессуальных издержек на осужденного по решению суда.
В свою очередь Европейский Суд по правам человека исходит из того, что обязанность государства предоставлять бесплатную юридическую помощь зависит от двух условий: во-первых, у гражданина не хватает средств на оплату адвоката по соглашению, а во-вторых, предоставления юридической помощи требуют интересы правосудия.
Кроме того, для отдельные категории граждан имеют право на оказание бесплатной юридической помощи в соответствии с положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
Основные нормы закона:
Статья 48 Конституции Российской Федерации;
Статья 49 УПК (Защитник);
Статья 25.5 КоАП РФ (Защитник и представитель).
Любой гражданин может быть вызван в полицию для дачи показаний. Такой вызов осуществляется повесткой, в которой обязательно указывается фамилия, имя и отчество вызываемого лица, статус (например, потерпевший или свидетель), а также адрес, дата и время явки на допрос. Кроме того, в повестке должны быть разъяснены последствия неявки в полицию без уважительных причин.
Как правило повестку вручают под расписку, либо же передают с помощью средств связи (к примеру, письмом с уведомлением о вручении). При этом если же сам вызываемый на допрос гражданин отсутствует, повестку могут вручить совершеннолетнему члену семьи, передать через работодателя или иным лицам и организациям.
В случае неявки на допрос без наличия уважительных причин, гражданина в отношении гражданина могут осуществить привод либо принять иные меры, в том числе такие как денежное взыскания. Поэтому если вы не можете явиться на допрос, то лучше заранее уведомить об этом дознавателя или следователя и попросить о явке в другой день, чтобы не создавать дополнительных трудностей.
Основные нормы закона:
Статья 188 УПК РФ (Порядок вызова на допрос).
Многие в своей жизни сталкивались с вопросом «были ли у вас приводы в полицию?», однако далеко не каждый понимает значение этого словосочетания.
Вопреки популярному мнению о том, что привод в отдел связан, к примеру, с участием в потасовке или нахождением на улице в алкогольном опьянении, на самом же деле привод – это принудительное доставлении лица к дознавателю, следователю или в суд.
Приводу могут подвергнуть не только подозреваемого или обвиняемого, но и потерпевшего и даже свидетеля, если они не являются по вызову без уважительных причин и осуществляется на основании постановления дознавателя, следователя или суда.
Как правило привод не может производиться в ночное время, однако возможны и исключения, если обстоятельства не терпят отлагательства.
Основные нормы закона:
Статья 113 УПК РФ (Привод).
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. В соответствии с пунктом 4 статьи 5 УПК РФ к таким родственникам относятся супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.
Смысл права не свидетельствовать против себя заключается в том, чтобы защитить гражданина от принуждения со стороны правоохранительных органов и избежать судебных ошибок. При этом, как показывает практика Конституционного Суда Российской Федерации, право не свидетельствовать против себя самого предполагает, что лицо может отказаться не только от дачи показаний, но и от предоставления органам дознания и следователю других доказательств, подтверждающих его виновность в совершении преступления.
В свою очередь свидетельский иммунитет в отношении близких также является крайне важным – его отсутствие бы приводило к непреодолимому конфликту между обязанностью дать правдивые показания и разрушением семейных связей.
С правом отказаться от дачи показании протии себя и своих близких связана и обязанность правоохранительных органов разъяснять соответствующие положения Конституции России перед началом допроса. В противном случае такие показания не могут быть признаны допустимыми.
Основные нормы закона:
Статья 51 Конституции Российской Федерации
Осмотр и досмотр автомобиля – это абсолютно разные процедуры, которые регулируются различными положениями законов, и для проведения каждой из которых существуют собственные основания.
Ключевая разница между осмотром и досмотром заключается в том, что во втором случае полицейский может исследовать салон изнутри, трогая ваши вещи.
Осмотр – это визуального обследования транспортного средства и перевозимого груза.
Всего закон предусматривает три основания для осмотра:
Осмотр машины или груза обязательно осуществляется с участием водителя или граждан, которые сопровождают груз. При осмотре не обязательно участие понятых или и применения технических средств полицейским.
Результаты осмотра отражаются в акте, который составляется в произвольной форме, но должен включать в себя дату и место составления, данные полицейского, составившего документ, и сведения о лицах, присутствующих при осмотре, а также информацию об автомобиле и грузе.
Досмотр автомобиля – это обследования транспортного средства, проводимого без нарушения его конструктивной целостности.
Досмотр проводится так, чтобы не нарушать конструктивную целостность автомобиля – это значит, что инспектор ДПМ может разбирать какие-то элементы машины, которые после легко вернуть на место или перемещать вещи.
Основаниями для досмотра являются:
Досмотр автомобиля осуществляется в присутствии двух понятых и как правило в присутствии владельца. Водитель и пассажиры при этом обязаны покинуть салон машины.
О досмотре транспортного средства составляется протокол, копия которого вручается лицу, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
Основные нормы закона:
Статья 27.9 КоАП РФ (Досмотр транспортного средства);
Пункты 197, 202 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664.
В случае необходимости сотрудники полиции вправе проводить личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при гражданине в целях обнаружения орудий совершения или предметов административного правонарушения.
Досмотр представляет собой обследование вещей проводимое без нарушения их конструктивной целостности.
Личный досмотр может производить лишь полицейский того же пола, что и досматриваемое лицо, с обязательным присутствием двух понятых также того же пола, за исключением случая, если у полиции есть достаточные основания полагать, что у гражданина имеются при себе оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия – в такой ситуации досмотр можно производить без понятых
В случае же досмотра вещей, находящихся при гражданине (например, ручная кладь или багаж) понятые могут не присутствовать, если при этом применяется видеозапись.
О личном досмотре и досмотре вещей полицейские обязаны составить протокол или же сделать запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о досмотре выдается по просьбе лица, подвергнутого досмотру.
Основные нормы закона:
Статья 27.7 КоАП РФ (Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице).
Создано в АНО Информационная культура 2015 © Проект Комитета гражданских инициатив